Татьяна Ягупьева
Конспект НОД к конкурсу по речевому развитию «Дифференциация звуков [З] — [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
(20 мин.)
Тема: «Дифференциация звуков [З] - [Ж]»
Методические приёмы:
Словесные – речевой образец, объяснение, повторное проговаривание, указания, вопрос, оценка детской речи.
Наглядные - иллюстрированный материал, звукопроизношение звуков - показ положения органов артикуляции.
Игровые и практические – «Отгадай загадку», «Горлышко», «Наушники», «Улыбка», «Трубочка», скороговорка (эмоциональное проговаривание, «Дидактический синквейн», «Услышь звук».
Публикация «Конспект НОД к конкурсу по речевому развитию „Дифференциация звуков [З] — [Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Образовательные области: познавательная, социально – коммуникативная, речевая, физическая культура, художественно – эстетическая область.
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: Дифференцировать звуки [З], [Ж].
Программные задачи:
- закрепить точное звукопроизношение [З], [Ж] в словах, скороговорках, фразовой речи;
- учить различать звуки на слух, в произношении;
- развивать внимание, память, восприятие, технику речевого дыхания, фонематический слух;
- формировать навыки звукового синтеза слов:
- называть с заданными звуками слова;
- развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику;
- создание доброжелательной эмоционально - насыщенной атмосферы совместной деятельности детей и взрослого.
Ожидаемые результаты: правильно произносить звуки [з], [ж] в словах, скороговорках, фразовой речи; уметь различать эти звуки на слух в произношении.
Оборудование: иллюстрации комара и жука, вазы, жирафа, ежа; гномика «Жа - За»; большие звуки [Ж] и [З]; раздаточный материал – жук, комар; конверты с божьей коровкой, зонтиком.
Предварительная работа: дидактические игры: «Услышь звук», «С какого звука начинается»; игровой приём «Дидактический синквейн»; рассматривание иллюстраций.
Этапы занятия Оцениваемые результаты время
Организационный момент Психологическая гимнастика «Лучик» (настрой на НОД)
Ручки к солнышку подняли, потянулись, лучик взяли, к сердцу прижали, и друг другу отдали.
0,5 мин.
Мотивационно - ориентировочный - Дети, к нам сегодня обещал прийти особенный гость. Он сказал мне по секрету, что путает звуки [З], [Ж] и не умеет их произносить, ему нужна помощь.
Это гномик «Жа - За». Чтобы его научить, правильно их произносить и не путать, мы ему поможем? – Да. 0,5 мин.
Поисковый Дидактическое упражнение «Отгадай загадку»
Летит, звенит. Ножки длинные влачит,
Носик свой опустит. Присядет и укусит. (комар)
Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда сижу.
Если в воздух поднимусь, Тут уж вдоволь нажужжусь (жук).
- Ползет жук по дорожке. Навстречу ему комарик. Решил жук познакомиться и поздороваться с комаром. Запел свою песенку: Ж – Ж – Ж…
Комарик был вежливым, ответил жуку своей звонкой песенкой: З – З – З…
Пожужжали, позвенели и разбежались. 2 мин.
Практический Артикуляционная и дыхательная гимнастики.
Игра «На одном дыхании»
- Дети, надо произнести на одном дыхании:
вдох – ЖИ – ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЫ – выдох
вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.
Упражнение на активизацию мышц губ:
«Улыбка»- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
«Трубочка» - вытянуть губы вперед, как у слоненка. Чередование упражнений.
Сейчас мы гномику покажем и расскажем какие звуки [З], [Ж].
Игровое упражнение «Горлышко». Кладем правую руку на горлышко и произносим звук з-з-з-з, потом ж-ж-ж-ж. Горлышко поет? Звук согласный звонкий.
Игровое упражнение «Наушники». Прикладываем руки к ушам. Представим, что мы летим в самолете и произносим з-з-з-з, ж-ж-ж-ж. Звук согласный звонкий.
Проговаривание скороговорки
- Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки [з] и [ж].
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением.
Физкультминутка «Виноватая тучка», (видео)
слова Ю. Энтина, музыка Д. Тухманова
Игровой приём «Дидактический синквейн»
Картинки: ваза, еж, жираф.
Дети называют существительное, подбирают:
слово - определение (прилагательные,
слово - действие (глаголы,
составляют предложение;
слово - ассоциацию.
Составляем нерифмованное пятистишье.
Игра «Услышь звук» (определение наличия звука в словах).
Я буду называть слова, а вы если услышите звук [ж], поднимите карточку с изображением жука, если услышите звук [з], поднимите карточку с изображением комара.
Набор слов: зал, пожар, базар, жара, зебра, держать, лужайка, зайка, зонт, желтый (шарф, божья коровка.
(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки).
Вот мы с вами помогли гномику «Жа - За» не путать звуки и правильно их произносить.
14 мин.
Рефлексивно - оценочный Раскрываю радужный зонт. Спрашиваю – Что это? – Зонт (какой звук в слове зонт)
- Откройте конверты, на которых какой жучок?
- Правильно, божья коровка (какой звук в слове божья)
- Что лежит в конвертах?
- Зонтики (какой звук в этом слове)
У меня для вас сюрприз. Посмотрите, в каких домиках живут наши звуки.
- Давайте наколем зеленые зонтики на звук [З], желтые зонтики на звук [Ж].
Дети накалывают зонтики. Задаю вопросы.
- Как звали гномика, которому мы помогли?
- Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
- Как мы узнали, что эти звуки звонкие?
- Что запомнилось больше всего?
- Что понравилось? 3 мин.