Людмила Сурина
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Сказка «Утренние лучи» К. Д. Ушинский»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогатить жизненный опыт детей яркими впечатлениями, интереса к окружающему миру через знакомство сказки К. Д. Ушинского, прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса, предоставить возможность выразить себя в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) „Сказка „Утренние лучи“ К, Д, Ушинский“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Обучающие: Формировать культуру слушания классической музыки, познавательный интерес детей в процессе музыкальной деятельности. Совершенствовать речь детей, умение чётко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас.
Развивающие: Развивать внимание к авторскому слову, способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять умние владеть разнообразными приёмами пения. Совершенствовать выполнение образных движений в соответствии с характером музыки. Развивать танцевальное творчество, проявляя оригинальность, выразительность и самостоятельность.
Воспитывающие: Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство коллективизма, инициативность, самостоятельность, формирование способности к взаимодействию с партнерами по игре.
Техническое обеспечение:
• Компьютер
• Проектор
• Аудио и видеотехника
Медиатека
• Мультимедийная презентация
• Фонограммы
Оборудование:
• Игрушки пчёлки, цветы
• Шапочки пчёлок
• Карточки с изображением скрипки, рояля.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под спокойную фоновую музыку и становятся полукругом.
Музыкальное приветствие :
М. Р. : Здравствуйте, ребята!
Дети: Добрый день!
М. Р. : Начнем сейчас занятие
Вы все уже пришли
И настроенье классное
С собою принесли!
Мы будем петь, играть сейчас
Мы будем танцевать.
Вы рады все занятию?
Пора его начать!
Муз. рук. : Сегодня я, хотела бы с вами познакомиться поближе. Для этого предлагаю вам придумать свой танцевальный этюд под названием «Давайте познакомимся» т. е. вы должны придумать, как бы представить себя, найти выразительные движения, это может быть какая-то необычная поза, жест…
Этюд: «Давайте познакомимся»
Муз. рук: Кто вам больше понравился? Кто точнее смог выразить себя? Мне так понравилось с вами знакомиться, вы были все такие разные, необычные, а значит вы талантливые!
Очень, добрым, очень светлым
Золотистым ясным днем
В гости мы сейчас пойдем?
А куда, вы узнаете, отгадав загадку. (Загадывает загадку)
Кто раньше всех встает,
Тепло всему живому дает?
(Солнце, солнышко)
А как можно назвать ласково Солнце?
(Солнышко, солнышко - колоколнышко, красно - солнышко, ясно - солнышко). Ребята, а для чего нужно солнце? Ответ детей.
Муз. рук. : Солнце все кругом греет. Если не будет солнца, то на земле не будет жизни. Солнце согревает всех: людей, животных, насекомых, растения.
Музыкальная распевка : «Утром солнышко встаёт»
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Как же наше солнышко трудиться?
Ответ детей
Конечно, пригревает всё вокруг.
Я предлагаю отправиться с вами в путешествие, и посмотрим, как же солнышко трудилось. (Слайд 1)
Звучит муз. пр. «Утро» Э. Грига.
М. Р. : Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Вот он, лучик золотой, он волшебный, не простой. Первый луч полетел и попал на жаворонка. (слайд 2)
Звучит фрагмент муз. пр. П. И. Чайковского «Жаворонок»
Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Дыхательное упражнение: «Ах, как хорошо…»
Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Она прилетает к нам в марте, ранней весной, когда в полях еще лежит снег. Жаворонок обычно просыпается и запевает очень рано утром, и поёт он о близкой весне, о тепле и цветах. Другие птицы спят, а его песня уже разливается в лазури неба. Начинает петь жаворонок взлетая: чем выше, тем звонче его песня. Гнездо устраивает на земле, под прикрытием травы.
Зима сменяется весной, постепенно наступает тепло, природа пробуждается, деревья начинают оживляться, начинают бежать ручьи.
Послушаем пьесу П. И. Чайковского «Жаворонок».
Услышали ли вы жаворонка? (ответы детей). Как поет жаворонок?
Дети: Весело, нежно, звонко, радостно.
Муз. рук. : Да, музыка светлая, беззаботная, приветливая, игривая, нежная.
Но в середине пьесы музыка изменилась. Какой она стала?
Дети: Мелодия стала грустной, встревоженной.
Муз. рук. : Верно. Быть может, жаворонку стало неуютно одному так высоко в небе,
туча закрыла солнце, стало темно, страшновато, и жаворонок запел встревоженно, робко, трепетно, пугливо. Но, вот солнце снова показалось из-за туч, и жаворонок вновь запел свою беспечную, звонкую, игривую песенку.
Второй луч попал на зайчика. (слайд 3).
Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу, побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Звучит музыка «Зайчик» Е. Тиличеевой
Давайте и мы с вами будем как зайчишка весело играть?
Ритмическая минутка: «Хлоп – шлёп, переход», «Озорная полька»
муз. Н. Вересокиной
Дети, сидят по кругу на стульчиках.
1 ч. : хлопают в ладошки перед собой, затем по коленям.
2 ч. Дети встают и переходят по кругу на другой стульчик.
3 ч. Дети идут вокруг стульчика, присаживаются и выставляют поочерёдно ножку на пятку.
Третий луч попал, а куда …. в курятник. (слайд 4)
Сейчас мы послушаем одну пьесу французкого композитора К. Сен-Санса. Если вы
будете внимательны, то наверняка различите чьи- то голоса и сумеете
угадать, кому они принадлежат?
Слушание сюиты К. Сен- Санса «Куры и петухи».
Так кого же изобразил композитор? Может быть это птицы? А каких птиц голоса вы услышали? (Ответы детей). Совершенно верно, это куры и петухи.
Музыка рассказывает нам о петухах и курах без слов, передает настоящий переполох в курятнике: громкое кудахтанье кур и кукареканье петушка.
Ребята, услышали ли вы голоса птиц или же играли музыкальные инструменты? Посмотрите на картинку и скажите, какие музыкальные инструменты вы услышали в пьесе. (слайд 5)
А теперь попробуем проложить музыкальную дорожку при помощи карточек, на которых нарисованы музыкальные инструменты : скрипка, рояль. Слушаем пьесу и раскладываем те инструменты, которые вы слышите во время звучания пьесы.
М. Д. И. : «Музыкальная дорожка»
Четвёртый луч попал в улей. (слайд 6)
Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов. Ребята, сейчас мы с вами попробуем «оживить» пчёлок, представим, что одна из пчелок нашла за речкой полянку с медоносными цветами и хочет рассказать об этом своей соседке.
Целый день спешит пчела, у нее с утра дела.
На полянку за медком, а потом в пчелиный дом.
Пчелка, пчелка, пожужжи, что нашла ты, расскажи. (исполняют свою песенку «жужжалочку» импровизацию)
Музыкально – театрализованная игра : «Музыкальные диалоги»
Дети стоят в кругу. У ведущего в руках пчелка, исполнив свою песенку – «жужжалочку» передаёт пчёлку следующему ребёнку, который исполняет свою песню-«жужжалочку», используя разные интонации в мелодии.
Пчелки радуются новому дню, раскрывшимся с первыми лучами солнца цветам. Дети с пчелками в руках, свободно подлетают к цветам, «собирают нектар», а затем выполняют танцевальные импровизационные движения. Роль цветка (театр «живая кукла) исполняет ребёнок.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул. (слайд 7)
Звучит муз. пр. «Утро» Э. Григ.
Ребята, может весёлый танец нам поможет мальчика разбудить.
Танец: «Где живут улыбки»
Не смогли мы разбудить лентяя.
Нужно радоваться солнышку, вставать вместе с ним. тогда можно много чего успеть сделать, много чего интересного увидеть вокруг.
Эта короткая сказка очень поучительная. В ней содержится важный урок: не стоит лениться. Вся природа встает с первыми лучами солнышка. Птички, звери и букашки начинают свою работу. Если встать рано, можно успеть сделать много дел. И так приятно утром любоваться восходящим солнышком. А вы рады солнышку? Ответ детей
Ну и, конечно, солнышку рады люди. Особенно дети. От него они становятся здоровыми, быстро растут, а на щечках в виде веснушек солнышко оставляет свои лучики.
А также солнышко согревая нас своими лучами, делает добрее, и мы с вами тоже можем согреть друг друга. Для этого надо говорить теплые, ласковые, добрые слова. Предлагаю вам спеть песню о доброте.
Песня: «Если добрый ты» сл. М. Пляцковского. муз. Б. Савельева.
Муз. рук. : Вот какое путешествие у нас с вами получилось. Вам, понравилось, ребята?
Наше путешествие подошло к концу и нам пора вернутся в детский сад. Вы оказались внимательными слушателями, замечательными исполнителями и просто хорошими удивительными ребятами. А что больше всего запомнилось и понравилось вам? Почему понравилось? Посмотрите, ребятки, солнышко вы удивили своими знаниями, умениями.
И оно благодарит вас.
Используемая литература:
• Е. И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству»,
• «Справочник музыкального руководителя» №3 2015г.
• «Развитие голоса» В. В. Емельянов
• Рассказы К. Д. Ушинского