Анна Щеглова
Конспект НОД «Краски осени» по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Технологии: игровые, речевые, здоровьесберегающие, коммуникативные.
Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Образовательные задачи
Обучающие:
-совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи и ознакомлению с окружающим;
-продолжать учить составлять рассказы по опорным схемам (мнемотаблицам) об осени;
Публикация «Конспект НОД „Краски осени“ по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-активизировать речь детей
Развивающие :
-развивать диалогическую и монологическую речь, внимание, память, мышление;
-развивать поисковую деятельность для решения поставленной проблемы;
-развивать партнерские отношения, координацию речи и движения.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине.
-формировать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества, инициативу, умение слушать товарища.
Предварительная работа: экскурсии по территории детского сада;
-наблюдения за изменениями в природе;
-чтение художественной литературы: Н. Сладков «Осень на пороге», М. Пришвин «Осинкам холодно», А. Плещеев «Рябина краснеет», «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь»;
-рассматривание картин и иллюстраций с изображением осеннего пейзажа;
-разучивание стихотворений на осеннюю тематику;
-аппликация «Дары осени», оригами «Осенние дерево», рисование «Осенние листья», «Осень золотая», «Поздняя осень».
Материалы: картинки с приметами осени, мнемотаблицы; стихи об осенних месяцах, осенние листики по количеству детей.
Содержание НОД:
1. Вводное слово воспитателя:
Ребята, послушайте сказку.
Осенняя сказка.
Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела
своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что
дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики
стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего
не мог ответить.
На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на
деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не
могли найти ответ на свой вопрос.
И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.
Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не
знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и
ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и
раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой
волшебницы…».
Дети. Осень!
Вос-ль:. Как вы догадались?
Дети. Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными:
красными, жёлтыми, коричневыми.
2. Основная часть.
Вос-ль: Отгадайте загадку.
Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем,
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два
Пришла (осенняя пора).
-Молодцы! А какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает вспомнить стихи о сентябре, октябре, ноябре.
Сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылись школы.
Октябрь
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
Ноябрь
Поле черно-белым стало,
Капает то дождь, то снег,
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
А сейчас продолжите предложение.
Если осенним днём светит солнышко то день - – солнечный.
Если небо заволокли тучи, стало пасмурно, то день – пасмурный,
Если осенним днём дует ветер, то день - ветреный.
Если осенним днём пошёл дождь, то день- дождливый.
Молодцы, ребята.
Вос-ль: А сейчас давайте составим предложения об осени. Помогут вам картинки.
(Показывает мнемотаблицы).
Это схемы, по которым вы будите составлять рассказы. (Дети выбирают по желанию мнемотаблицу).
Игровое задание «Составь рассказ об осени» (3-4 детей составляют рассказы, используя схемы)
Вос-ль: Давайте продолжим разговор об осени, расскажем птичкам, почему осень называют золотой, вспомним, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
- Какой месяц был перед октябрём? (Перед октябрём был сентябрь)
- Какой месяц наступил после октября? (После октября наступил ноябрь)
Правильно.
- Как называют время в начале и середине сентября. (Это время называют
ранней осенью)
- В последние дни сентября начинается самый красивый период осени.
Как он называется? (Он называется золотая осень.)
А сейчас, какой период осени начинается? (Начинается поздняя осень). Дуют
сильные ветры, выпал снег.
Мы сейчас с вами поиграем.
Физминутка «Мы осенние листочки»
Мы- листочки, мы- листочки, (Дети стоят в кругу)
Мы осенние листочки (с листочками в руках.)
Мы на веточках сидели (Присели.)
Ветер дунул- полетели. (Побежали по кругу).
Мы летали, мы летали (Побежали, помахивая листочками.)
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок (Присели, поднимая листочки над
Мы присели все в кружок. головой.)
Ветер снова вдруг подул (Дети разбегаются)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели. (Приседают и кладут листочки.)
Вос-ль: Посмотрите на картины русских художников. Определите, на которой из картин изображена ранняя осень, на которой золотая осень, на которой – поздняя осень.
Вос-ль:. Мне понравилось как вы составляли рассказы, как много знаете об осени.
-Ну, а теперь последнее задание. Вы должны каждый по очереди сказать по одному слову об осени «Какая она?» (Ранняя, поздняя, золотая, красивая, дождливая, холодная, теплая, унылая, радостная, пасмурная, таинственная и т. д.).
3. Заключительная часть.
Вос-ль: Мы сегодня много интересного рассказали птичкам про осень. Это
чудное, красивое время года.
Вспомним за что же мы любим осень.
Например: Я люблю осень, потому что птицы в стаи собираются и весело
галдят.
.