Юлия Шакирова
Конспект НОД (коррекционной) для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Дюймовочке» (Дифференциация звуков [Ш]-[Ж])
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие фонетико-фонематических, лексико-грамматических и произносительных умений и навыков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
учить: определять позицию звука в слове, образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
закрепить:
правильное произношение звуков Ш, Ж;
умение различать звуки Ш, Ж в слогах, словах;
название частей тела насекомых.
Коррекционно-развивающие :
развивать:
фонематическое восприятие и фонематические представления;
Публикация «Конспект НОД (коррекционной) для детей старшего дошкольного возраста „В гости к Дюймовочке“ (Дифференциация звуков [Ш]-[Ж])» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
артикуляционную и мелкую моторику, мимику;
координацию, согласование слова с движением.
Коррекционно-воспитательные :
воспитывать:
умение слушать других детей и педагога;
умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь;
активность, коммуникабельность.
Оборудование: презентация, массажные шарики су-джок, звуковые домики, корзина с цветами-сюрпризами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети, я знаю, что вы любите сказки. Я приглашаю вас в очень интересную сказку Г. -Х. Андерсена. А в какой сказке мы побываем в гостях вы узнаете, отгадав загадку:
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
2. Основная часть.
- Сказка начинается (музыка).В одной волшебной стране распустился необыкновенный цветок, на котором сидела маленькая девочка, которую назвали Дюймовочка.
- Посмотрела Дюймовочка на ясное солнышко и улыбнулась. Но вдруг на небе появилась туча и закрыла солнышко. Дюймовочка огорчилась. Покажите как огорчилась Дюймовочка. Рассердилась на тучку. Как она рассердилась? Подул ветер и унёс тучу, снова засветило солнышко. Дюймовочка обрадовалась. Покажите как обрадовалась Дюймовочка.
- Что с ней приключилось потом? (Показ слайда с жабой). Её унесла жаба. Она согласна отпустить Дюймовочку, если мы научим её делать зарядку для языка, чтобы жаба могла лучше ловить комаров.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Язычок знаком нам, дети, (Широко открыть рот)
Мы его улыбкой встретим. Он окно не закрывает,
(Широко улыбнуться, Кверху кончик поднимает,
Растянуть губы) (Кончик языка тянется к носу)
Это язычок пришел. Он окно не закрывает,
(Высунуть язык) Книзу кончик опускает.
Вправо он сейчас пошел. (К подбородку)
(Тянуться кончиком языка вправо) Ротик свой не закрывает,
Все, что нужно, увидал Индюков он приглашает.
И налево зашагал. («Индюки»)
(Тянуться кончиком языка влево) Поиграл наш язычок,
Погулял совсем немножко, Лег поспать он—и молчок.
Широко открыл окошко. (Закрыть рот)
-Жаба отпустила девочку. Отправилась Дюймовочка дальше. Кого она встретила?
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОГАХ
- Да, Дюймовочка встретила жука. (Показ слайда с жуком). Давайте назовем части тела жука. ( Дети перечисляют: головка, туловище, спинка, крылья, усики, 6 лапок).
- Какой самый любимый звук жука? (Ж-ж-ж).
И мы поговорим как жуки, сначала все вместе:
ша—ша—ша шу—шу—шу ши—ши—ши
жа—жа—жа жу—жу—жу жи—жи—жи
а теперь по одному:
жа—ша—жа жи—ши—жи ша—ша—жа.
А сейчас мы поработаем с нашими любимыми колючими шариками. (Детям раздаются шарики су-джок).
«Насекомые»
Жук жужжит, жужжит, жужжит (Подушечками пальцев правой руки
И по веточке бежит. нажимать на шарик).
Вот комар к нему летит (Подушечками пальцев левой руки
И звенит, звенит, звенит. нажимать на шарик).
А трудяга муравей (Правой рукой ритмично сжимать шарик).
Груз несет для всех друзей.
Прилетела к нам вчера (Левой рукой ритмично сжимать шарик).
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (Круговые движения шарика между ладонями).
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Круговые движения шарика по тыльной
Как фонарики глаза. стороне правой и ллевой ладоней)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. (Уронить пальчики на стол).
Майский жук пригласил Дюймовочку к столу. Давайте посмотрим, какая посуда у него. Я буду называть большую посуду, а вы - маленькую для девочки. (Показ слайдов).
чашка—чашечка, кружка—кружечка, ковш—ковшичек, ложка—ложечка, нож—ножичек дуршлаг—дуршлачок.
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОВАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКОВ В СЛОВЕ.
- Дюймовочка нарисовала в подарок майскому жуку рисунки. Посмотрите что она нарисовала? Какой шипящий звук в слове Ш или Ж? Определите место звука в слове. Возьмите домики и положите прямоугольник на первое окошко, это значит, что звук Ш находится в начале слова. Картинки: шуба, желудь, чашка, шапка, ежик, жук.
Все верно. Жук остался очень доволен. Приглашает нас полетать и пожужжать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Дюймовочке пора отправляться дальше.
Кого она встретила вы узнаете, отгадав загадки:
Пшенная каша—в ложке, На плошке железная крышка.
Ложка—в широкой плошке, На крышке—голодная…
(мышка).
- Правильно, Дюймовочка встретила мышку. (Показ слайда с мышкой).
И еще одна загадка:
Угадайте, что за птичка: Беленькая с живота,
Темненькая невеличка, Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
Мышка и ласточка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано: живое или неживое. Они совсем запутались. Давайте поможем им и определим место шипящих звуков в словах. Дети выполняют задание.
3. Заключительная часть.
- Скажите, кого встретила сегодня Дюймовочка? ( Дети перечисляют: жабу, жука, мышку и ласточку).
-- Ласточке с Дюймовочкой пора улетать в жаркие страны. Нам тоже пора возвращаться из сказки (музыка).
- Посмотрите, нам принесли корзину с цветами. Как вы думаете от кого? Эти цветы с сюрпризом (конфетой) от Дюймовочки. Она благодарит вас за помощь в путешествии по сказке.