Галина Роменская
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослыми и являются наиболее подходящей формой обучения детей дошкольного возраста. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Они используется во всех видах образовательной
деятельности с детьми, как индивидуально, так и с группой ребят. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Через дидактические игры мы знакомим детей с профессиями взрослых. Знакомя детей с трудом взрослых, мы уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно
В своей работе, прежде чем организовать дидактическую игру, я провожу определенную предварительную работу: беседы, чтение художественной литературы о труделюдей, пословиц и поговорок о труде, рассматривание альбомов с предметнымикартинками.
В работе с детьми мной используются следующие виды дидактических игр:
- словесные игры, они построенные на словах играющих. В таких играх дети углубляют знания о предметах, связанных с определенными профессиями,самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают профессии, орудия труда по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. Одновременно с этим происходит развитие всех структур речевой системы. Например «Поймай – скажи», ведущий называет профессию, а ребенок называет то, что делает человек этой профессии. «Отгадай профессию» - ведущий перечисляет действия, а дети должны назвать профессию.
Следующий вид дидактических игр - игры с предметами. Здесь я использую как игрушки, так и реальные предметы. Например «Собери набор парикмахера», «Собери чемоданчик для врача», «Что лишнее?», «Кому что надо?»
Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети непосредственнознакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной,формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию,установление последовательности в решении задач.
Далее игры с движениями -это игры, которые помимо образовательной задачи, направлены на развитие движений дошкольников,ориентировку в пространстве, развитие его физических качеств. «Едем на работу», «Угадайте, что я делаю» Эти игры расширяют представления детей о трудовых действиях, развивать внимание. Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и передавая звуками. Например, забивает гвоздь, пилит, едет на машине и т. д. Дети угадывают действие и называют, человек, какой профессии может его выполнять.
И последний вид игр - настольно-печатные. При помощи этих игр у детей развиваетсяспособность различать, узнавать. Они разнообразны по видам, например, «Найди пару», «Лото», «Домино»
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде и профессиональной деятельности взрослых – необходимый процесс, которым управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, в т. ч. и дидактические игры.