Инна Кочергина
Использования игровых приемов в коррекционной работе по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие внимания, памяти, мышления - это важная часть общего психического развития ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления. При его наличии мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание - это сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.
Публикация «Использования игровых приемов в коррекционной работе по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры на развитие внимания
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Внимание выступает как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать его на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем оно становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности.
Таким образом, в дошкольном возрасте значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности. На основе развития речи и познавательных процессов, внимание становится опосредствованным. Специалист обязательно должен учитывать в своей работе последовательность развития этого психического процесса в онтогенезе. Эти же стадии в развитии проходят и дети с ОВЗ.
Дети с ОВЗ - это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и при правильном руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил.
Возможность развивать у дошкольников с ОВЗ творческие способности позволяет педагогам развить все психические процессы. Все игровые приемы должны быть направлены на коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ, в частности - на коррекцию внимания. Использование их позволяет развивать у дошкольников с ОВЗ устойчивость внимания, способность к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.
Игровые приемы помогают специалисту сделать процесс познания занимательным, соответствующим индивидуальным особенностям дошкольников;позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме; дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения; играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания; помогают развить все психические процессы,в частности внимание.
В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения используются разные виды игр : дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно - ролевые. Все виды игр можно использовать для коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ.
В старшем дошкольном возрасте при целенаправленном педагогическом воздействии (в частности, использование дидактических игр) более интенсивно происходят следующие изменения в процессе развития внимания :
- расширяется объем;
- возрастает устойчивость;
- формируется произвольность.
Таким образом, чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо тренировать его способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объем).
Развивая этот психический процесс у старших дошкольников с ОВЗ, частично решается задача формирования предпосылок учебной деятельности, что позволит при обучении в школе легче формировать учебные действия. Научившись управлять своим вниманием, дети более осознано относятся к жизни и к окружающему социуму.