Наталья Пташинская
Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Время проведения 40 минут.
Цель: упражнять в составлении описательного рассказа; закреплять знания детей о зимующих птицах;
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы „Составление описательного рассказа о зимующих птицах“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Обучающая: расширять представление детей о зимующих птицах; уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»; упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;
Развивающая : закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие; развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать мышление, память, внимание;
Воспитательная: воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Оборудование: презентация "Зимующие птицы в природе"
Предварительная работа:
Чтение детям описательных рассказов о зимующих птицах, просмотр картинок, фотографий, прослушивание пения птиц, отработка движений "как летают птицы".
Дидактический материал:
-Стихотворение "Здравствуй зимушка-зима!" Георгия Ладонщикова;
-Загадка о синице;
-Игра "Узнай птицу по словесному описанию";
-Мнемосхема для составления описательного рассказа;
-Пример описательного рассказа о синице;
-Физминутка.
Ход НОД:
Вводная часть:
Актуализация темы:
ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА - ЗИМА!
Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый -
Здравствуй, зимушка-зима!
Вьется след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал -
Здравствуй, зимушка-зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка-зима! (Георгий Ладонщиков)
-Ребята, может быть кто-нибудь догадался, о ком пойдет сегодня речь?
-Мы сегодня поговорим о зимующих птицах.
Актуализация знаний:
Упражнение "Кто как поет?"
Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц. (1-2 минуты)
-Дети, вчера мы с вами читали о зимующих птицах. Давайте сейчас вспомним снова о них и поиграем в игру "Узнай птицу по словесному описанию".
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими округлыми крыльями. Клюв к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят плотно прижавшись друг к другу нахохлившись. (Воробей)
2. Это красивая птица, у нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса-галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, брюшко-желтое. (Синица)
3. У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела- черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подъхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост- черные; спина голубовато-серая, а брюшко- красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь)
5. Голова, крылья, хвост у этой птицы- черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)
6. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья- черные, а остальное тело- серое. (Ворона)
-Молодцы, ребята, узнали всех птиц.
-Давайте все встанем и проведем физминутку. (Как летают птицы. Дети по очереди показывают движения руками, остальные повторяют)
- Сейчас мы с вами будем готовиться к школе. Будем учиться составлять интересные рассказы.
-Отгадайте загадку и узнаете про кого будет наш сегодняшний рассказ.
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится. (синица).
-На столах у вас план-схема. По ней будем составлять рассказ о синице. Я буду помогать вам. (Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, по памяти; воспитатель задает наводящие вопросы, напоминает детям о прочитанном ранее, например: -Как пели синички во время просмотра презентации? - Какие звуки они издавали)
Пример описательного рассказа о синице.
Внешний вид синицы: подвижная, вертлявая птица. Крупная синица — размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост, чёрную голову и шею с синим отливом, бросающиеся в глаза белые щеки, жёлто-зелёный верх (спину) и жёлтый низ. На крыле заметна тонкая белая поперечная полоса.
Синица не мигрирует, не улетает на зиму в теплые края, улетает только в очень суровые зимы.
Гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах. Часто встречаются в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках.
Летом питается в первую очередь мелкими насекомыми (жучками, комарами, мошкой) и червями, улитками и гусеницами. Зимой употребляет в пищу ягоды и впавших в зимнюю спячку летучих мышей. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма,
охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.
Самка откладывает около 12 яиц и высиживает их в одиночку, хотя оба родителя кормят птенцов, делая две кладки в год с конца января по сентябрь. Самец охраняет свое гнездо. Гнезда могут разорять дятлы и белки.
Синица поет 3-5 разных песен. Песня синицы — громкий перезвон «ци-ци-ци-пи», «ин-чи-ин-чи», крик — звонкое «пинь-пинь-чрррж». Весной однообразная песня «зин-зи-вер», «зинь-зинь». Она то нежно и тихо посвистывает, то заведё т громкую перекличку: «пинь-пинь-пинь», то испуганно затрещит: «пинь-тарара». Песня часто звучит при общении между членами пары, либо когда птица возбуждена.
Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит большую пользу природе. С ними работают ученые.
Рефлексия:
-Молодцы, ребята, вот как много мы с вами уже знаем о зимующих птицах нашего края!
-Вы расскажите дома маме и папе о том что сегодня делали?
- О чем вы хотите рассказать?
- Что понравилось больше всего?
(Играли в игру, отгадывали загадку, составляли рассказ, видели фильм про зимующих птиц).
-Вы будете наблюдать за птицами во дворе и на даче, в лесу? (Да)
-Вы хотите сегодня на прогулке отнести корм для птиц в кормушку? (Да)