Приложение МААМ

Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Наталья Пташинская
Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
▼ Скачать + Заказать документы

«Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Время проведения 40 минут.

Цель: упражнять в составлении описательного рассказа; закреплять знания детей о зимующих птицах;

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы „Составление описательного рассказа о зимующих птицах“» размещена в разделах

Обучающая: расширять представление детей о зимующих птицах; уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»; упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;

Развивающая : закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие; развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать мышление, память, внимание;

Воспитательная: воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Оборудование: презентация "Зимующие птицы в природе"

Предварительная работа:

Чтение детям описательных рассказов о зимующих птицах, просмотр картинок, фотографий, прослушивание пения птиц, отработка движений "как летают птицы".

Дидактический материал:

-Стихотворение "Здравствуй зимушка-зима!" Георгия Ладонщикова;

-Загадка о синице;

-Игра "Узнай птицу по словесному описанию";

-Мнемосхема для составления описательного рассказа;

-Пример описательного рассказа о синице;

-Физминутка.

Ход НОД:

Вводная часть:

Актуализация темы:

ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА - ЗИМА!

Здравствуй, зимушка-зима!

Белым снегом нас покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый -

Здравствуй, зимушка-зима!

Вьется след замысловатый

От полянки до холма.

Это заяц напечатал -

Здравствуй, зимушка-зима!

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях -

Здравствуй, зимушка-зима! (Георгий Ладонщиков)

-Ребята, может быть кто-нибудь догадался, о ком пойдет сегодня речь?

-Мы сегодня поговорим о зимующих птицах.

Актуализация знаний:

Упражнение "Кто как поет?"

Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц. (1-2 минуты)

-Дети, вчера мы с вами читали о зимующих птицах. Давайте сейчас вспомним снова о них и поиграем в игру "Узнай птицу по словесному описанию".

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими округлыми крыльями. Клюв к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят плотно прижавшись друг к другу нахохлившись. (Воробей)

2. Это красивая птица, у нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса-галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, брюшко-желтое. (Синица)

3. У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела- черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подъхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)

4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост- черные; спина голубовато-серая, а брюшко- красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь)

5. Голова, крылья, хвост у этой птицы- черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)

6. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья- черные, а остальное тело- серое. (Ворона)

-Молодцы, ребята, узнали всех птиц.

-Давайте все встанем и проведем физминутку. (Как летают птицы. Дети по очереди показывают движения руками, остальные повторяют)

- Сейчас мы с вами будем готовиться к школе. Будем учиться составлять интересные рассказы.

-Отгадайте загадку и узнаете про кого будет наш сегодняшний рассказ.

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится —

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится. (синица).

-На столах у вас план-схема. По ней будем составлять рассказ о синице. Я буду помогать вам. (Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, по памяти; воспитатель задает наводящие вопросы, напоминает детям о прочитанном ранее, например: -Как пели синички во время просмотра презентации? - Какие звуки они издавали)

Пример описательного рассказа о синице.

Внешний вид синицы: подвижная, вертлявая птица. Крупная синица — размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост, чёрную голову и шею с синим отливом, бросающиеся в глаза белые щеки, жёлто-зелёный верх (спину) и жёлтый низ. На крыле заметна тонкая белая поперечная полоса.

Синица не мигрирует, не улетает на зиму в теплые края, улетает только в очень суровые зимы.

Гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах. Часто встречаются в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках.

Летом питается в первую очередь мелкими насекомыми (жучками, комарами, мошкой) и червями, улитками и гусеницами. Зимой употребляет в пищу ягоды и впавших в зимнюю спячку летучих мышей. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма,

охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.

Самка откладывает около 12 яиц и высиживает их в одиночку, хотя оба родителя кормят птенцов, делая две кладки в год с конца января по сентябрь. Самец охраняет свое гнездо. Гнезда могут разорять дятлы и белки.

Синица поет 3-5 разных песен. Песня синицы — громкий перезвон «ци-ци-ци-пи», «ин-чи-ин-чи», крик — звонкое «пинь-пинь-чрррж». Весной однообразная песня «зин-зи-вер», «зинь-зинь». Она то нежно и тихо посвистывает, то заведё т громкую перекличку: «пинь-пинь-пинь», то испуганно затрещит: «пинь-тарара». Песня часто звучит при общении между членами пары, либо когда птица возбуждена.

Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит большую пользу природе. С ними работают ученые.

Рефлексия:

-Молодцы, ребята, вот как много мы с вами уже знаем о зимующих птицах нашего края!

-Вы расскажите дома маме и папе о том что сегодня делали?

- О чем вы хотите рассказать?

- Что понравилось больше всего?

(Играли в игру, отгадывали загадку, составляли рассказ, видели фильм про зимующих птиц).

-Вы будете наблюдать за птицами во дворе и на даче, в лесу? (Да)

-Вы хотите сегодня на прогулке отнести корм для птиц в кормушку? (Да)

Публикации по теме:

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа. Тема: «Зимующие птицы». Задачи: 1. Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 11:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пташинская (УИ 318507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД