Астапова Галина Алексеевна
Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему-модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему – модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек» для детей старшего дошкольного возраста (2011 – 2012 уч. г.)
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных монологов с опорой на схему – модель Т. А. Ткаченко.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему-модель Т, А, Ткаченко „Магазин игрушек“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин. Конспекты занятий
- Магазин. Профессия продавец
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- актуализировать знания детей о признаках и свойствах предметов (игрушках);
- познакомить детей со схемой – моделью Т. А. Ткаченко.
Развивающие задачи :
- развивать монологическую речь детей при составлении описательных монологов использую схему – модель Т. А. Ткаченко;
- развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к игрушкам;
- воспитывать взаимопомощь и эмпатию.
Оборудование: сюжетные игрушки (ответы на загадки – мяч, лиса, колобок, заводная машина, барабан, кукла, заяц, матрёшка, схема – модель, большая машина с кузовом.
Использованная литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш, и сред. пед. учеб. заведений. – 2- е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999 – 160 с.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
3. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10.
4. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – М., 2004. – 16 с.
Ход НОД
Педагог: Ребята, сегодня рано утром, когда я только пришла на работу, я обнаружила на столе необычную открытку (показывает детям большую открытку с цветными изображениями игрушек и надписью : «Магазин игрушек»). Хотите узнать, что там?
Дети: Да, очень хотим!
Педагог: Здесь написано «Магазин игрушек», а внутри какие – то загадки, странно…Ой, слышите, кто – то к нам едет.
(Заходит мальчик из другой группы и везёт большую машину с игрушками.)
Мальчик: Мне сказали, что у вас открылся «Магазин игрушек», вам игрушки разгружать?
Дети: Да, нам!
Педагог: Я всё поняла, мы должны разгрузить грузовик с игрушками, но для этого вам нужно отгадать загадки. Слушайте:
Очень любят этого молодца, бьют колотят без конца (Мяч).
У вороны рыжая плутовка, сыр отнять сумела ловко (Лиса).
Из муки он был печён, на окошке остужен, убежал от бабки с дедом и лисе он стал обедом (Колобок).
Совсем не нужен ей водитель, ключом её вы заведите – колёсики начнут крутиться, поставьте и она помчится (Заводная машина).
Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (Барабан).
Я – хорошая игрушка, всем девчонкам я подружка (Кукла).
Серый, байковый зверушка, косолапый длинно ушко, ну – ка кто он, угадай и морковку ему дай (Заяц).
Ростом разные подружки, все похожи друг на дружку, все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка (Матрёшка).
(Когда дети отгадывают загадки педагог выставляет игрушки из машины на витрину.)
Педагог: Ребята, давайте ещё раз назовём предметы на нашей витрине.
Дети: Барабан, кукла, заяц, матрёшка, заводная машина, колобок, лиса, мяч.
Педагог: Назовите одним словом все эти предметы в нашем магазине?
Дети: Игрушки.
Педагог: Правильно, это игрушки. Пусть они пока познакомятся друг с другом, а мы немного разомнёмся. Выходите в центр группы.
(Педагог проводит физминутку.)
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
(Дети выполняют движения по тексту.)
Педагог: Ребята, чтобы выбрать в нашем магазине игрушку, нужно рассказать о ней, а поможет вам эта схема. Давайте вместе её рассмотрим. (Педагог выставляет схему – модель на доску.)
Педагог: В- первом квадрате обозначается цвет игрушки; во-втором квадрате обозначена форма игрушки (на какую геометрическую форму похожа игрушка); в-третьем квадрате обозначена величина игрушки; в-четвёртом квадрате обозначение материала, из которого изготовлена игрушка; в-пятом квадрате обозначено из каких частей состоит игрушка; в-шестом квадрате обозначение как играть с игрушкой. (Рассказывая об обозначениях педагог использует указку.)
Педагог: Ребята послушайте, как я расскажу об игрушке и смогу купить её. (Педагог описывает игрушку с опорой на схему – модель, а потом забирает её с витрины.)
Педагог: Ребята, кто хочет выбрать себе игрушку в нашем необычном магазине рассказав о ней?
(Дети (3 – 4 ребёнка) по очереди описывают игрушки, педагог следит за их описанием двигая указкой по схеме – модели, если ребёнок пропустил какой – либо признак, педагог напоминает ему об этом. Если кто – то из детей затрудняется самостоятельно описать игрушку по схеме – модели, необходимо объяснить, что позже взрослый вместе с ребёнком составят рассказ об выбранной им игрушке.)
Педагог: Все выбрали себе игрушку? А теперь давайте с ними поиграем. (Дети выходят в центр группы и проводится п/игра.)
Подвижная игра «Угадай игрушку по движению»
Ход игры: педагог тихо договаривается с одним ребёнком какую игрушку они будут показывать движениями (попрыгать, как зайчик постучать в барабан и т. п., остальные отгадывают. В конце игры каждый из детей имитирует движение своей игрушки.
Педагог: (глядя на часы) Ребята пора нам уже закрывать наш необычный магазин.
- Как вы выбирали игрушки?
Дети: Рассказывали о них.
Педагог: Какие бывают игрушки? (задаёт вопросы по схеме подводя анализ).
Педагог: Вам понравился наш необычный магазин?
Дети: Да!
Педагог: Мы ещё обязательно в него вернёмся. Всем спасибо, вы молодцы!