Получи документы

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [П], [Т], [К] и буквы П, Т, К»

Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [П], [Т], [К] и буквы П, Т, К»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

- закрепить знание детей о звуках «п», «т», «к» и целостного восприятия букв;

- упражнять в добавлении звуков «п», «т» или «к» в слово, а также выделении их из слов;

- учить составлять слоги (прямые и обратные) из букв разрезной азбуки и печатать их в тетради;

- закреплять умение говорить полным предложением, используя нетрадиционные средства коммуникации;

- развивать координацию движений, внимание, память, мыслительные процессы;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: презентация, раздаточный материал по количеству детей (кассы букв, тетради, ручки).

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звуки [П], [Т], [К] и буквы П, Т, К“» размещена в разделах

Ход НОД

(слайд 1-пустой)

1. Организационный момент.

Фонетическое упражнение «Покажи и скажи»

- Вспомним и выполним упражнение «Покажи и скажи». Для этого сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе.

- Покажем и произнесём звук «п».

И. п. : пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены. Произнося звук «п», дети резко разжимают пальцы, имитируя лопающиеся мыльные пузыри. Движение быстрое, резкое, короткое.

- Покажем и произнесём звук «т».

Кончиком большого пальца ведущей руки дети поочерёдно качаются кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, произнося звук «т» коротко и отрывисто при каждом прикосновении. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке, поочерёдно каждой рукой, затем вместе.

- Покажем и произнесём звук «к».

Уронить голову на грудь, руки согнуть в локтях, кулачки прижать к подбородку. Произнося звук «к», дети рывком отводят локти назад (до ощущения сведения лопаток) и одновременно запрокидывают голову.

2. Основная часть.

Сообщение темы занятия

(Дети присаживаются на свои места.)

- Что мы произносили? (Мы произносили звуки «п», «т», «к».)

- Какие это звуки? (Это согласные звуки.)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с изученными нами согласными звуками и буквами «п», «т», «к».

Произнесение и сопоставление звуков «п», «т», «к»

- Почему звуки «п», «т», «к» называются согласными? (Звуки «п», «т», «к» называются согласными, потому что они не поются и не тянутся.) Правильно, когда мы произносим согласные звуки, воздушная струя встречает преграду, и звуки получаются отрывистые и короткие.

- Что мешает воздуху выходить свободно, когда мы произносим звуки «п», «т», «к»? (Губы, зубы, язык.)

- Проверим, так ли это. Возьмите зеркала и произнесите звук «п». Чем произносим звук «п»? (Звук «п» произносим губами.) Правильно, когда мы произносим звук «п», губы смыкаются и размыкаются. Произнесите звук «т». Как произносим звук «т»? (Звук «т» произносим языком.) Правильно, язык толкается в верхние зубы. Произнесите звук «к». Как произносим звук «к»? (Звук «к» тоже произносим языком.) Правильно, язык комочком отодвигается назад.

- Вот чем отличаются звуки «п», «т», «к». А чем они похожи? (Звуки «п», «т», «к» - согласные, твёрдые и глухие.) (Логопед по необходимости подсказывает жестами.)

- Ещё раз вместе покажем и скажем, какие звуки «п», «т», «к». Звуки «п», «т», «к» - согласные (ладошкой правой руки прикрываем рот, делая преграду для воздушной струи, твёрдые (правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак, глухие (левая рука согнута в локте, кисть с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами опущена вниз).

Упражнение «Добавь звук»

- Я буду произносить слово без последнего звука «п», «т» или «к», а вы назовёте всё слово полностью. Картинки вам в этом помогут. Внимание на экран (слайд 2). Пау.. (к.) Какое слово получилось? (Получилось слово «паук».) Ко.. (т.) Какое слово получилось? (Получилось слово «кот».) Су.. (п.) Какое слово получилось? (Получилось слово «суп».) (Слайд 3)

(Далее игра продолжается с мячом без опоры на картинный материал. Для этого логопед предлагает ребятам встать и образовать круг.)

- Сейчас я буду кидать мяч и произносить слово без последнего звука «п», «т» или «к», а тот, кому я кину мяч, вернёт мне его обратно и назовёт слово полностью. Приготовились. Со. – сок. Ма. – мак. Бан. – бант. Вени. – веник. Биле. – билет. Бин. – бинт. Вено. – венок.

- Какие звуки я всё время пропускала? (Вы пропускали звуки «п», «т», «к».) Какие это звуки? (Звуки «п», «т», «к» - согласные, твёрдые, глухие.) (Логопед по необходимости помогает жестами.)

Упражнение я мячом «Назови первый звук»

(Дети продолжают стоять в кругу.)

- Продолжаем играть. Я буду кидать мяч и произносить слово, а тот, кому я кину мяч, вернёт мне его обратно и назовёт в этом слове первый звук. Приготовились. Паук – п. Конфета – к. Танк – т. Тапка – т. Калитка – к. Плита – п. Попугай – п. Кот – к. Кухня – к.

- Какие звуки выделяли из слов? (Звуки «п», «т», «к».)

Работа с разрезной азбукой и в тетради

- Вспомним, покажем и расскажем правило: звуки мы произносим и слышим (подносим правую руку к губам, а затем к уху, а буквы мы пишем и видим (показываем правую руку ладонью вперёд, а затем подносим её к глазам).

(Дети присаживаются на свои места.)

- Возьмите со стола разрезную азбуку, откройте её, найдите и покажите букву «П» …. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Положите её на стол …. Найдите в разрезной азбуке гласную букву «А» и положите её слева от буквы «П». (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Кто прочитает, какой слог получился? (Получился слог «ПА».) Возьмите со стола тетрадь, откройте её и запишите слог «ПА». Не забываем, что буквы в слоге пишутся рядом. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «П» и «А» местами …. Прочитайте, какой теперь слог получился? (Получился слог «АП».) Запишите в тетради слог «АП», пропустив одну клеточку вправо от слога «ПА». (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)

- Продолжаем. Найдите в разрезной азбуке букву «Т» и положите её вместо буквы «П». Букву «П» уберите обратно в разрезную азбуку. Прочитайте, какой слог получился? (Получился слог «АТ».) Запишите слог «АТ» в тетради. Не забываем пропускать одну клеточку между слогами. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «А» и «Т» местами …. Прочитайте, какой теперь слог получился? (Получился слог «ТА».) Запишите слог «ТА» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)

- Найдите в разрезной азбуке гласную букву «О» и положите её вместо гласной «А». Букву «А» уберите обратно в разрезную азбуку. Прочитайте, какой слог получился? (Получился слог «ТО».) Запишите слог «ТО» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «Т» и «О» местами. Какой теперь слог получился? (Получился слог «ОТ».) Запишите слог «ОТ» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)

- Найдите в разрезной азбуке букву «К» и положите её вместо буквы «Т». Букву «Т» уберите обратно в разрезную азбуку. Прочитайте, какой слог получился? (Получился слог «ОК».) Запишите слог «ОК» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «О» и «К» местами. Какой теперь слог получился? (Получился слог «КО».) Запишите слог «КО» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)

- Найдите в разрезной азбуке гласную букву «У» и положите её вместо гласной «О». Букву «О» уберите обратно в разрезную азбуку. Прочитайте, какой слог получился? (Получился слог «КУ».) Запишите слог «КУ» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «К» и «У» местами. Какой теперь слог получился? (Получился слог «УК».) Запишите слог «УК» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)

- Уберите буквы в разрезную азбуку. Закройте тетради. Положите всё на край стола.

3. Заключительная часть.

- А сейчас вместе скажем и покажем руками: какой звук обозначает буква «П». (Буква «П» обозначает согласный, твёрдый, глухой звук «п».) Скажем и покажем: какой звук обозначает буква «Т». (Буква «Т» обозначает согласный, твёрдый, глухой звук «т».) Скажем и покажем: какой звук обозначает буква «К». (Буква «К» обозначает согласный, твёрдый, глухой звук «к».)

- На этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. Всего вам доброго!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством дидактических игр Пояснительная записка. Тема: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством дидактических.

Конспект логопедического занятия «Звуки [В] — [В’]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект логопедического занятия «Звуки [В] - [В’]» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепление произношения и различения.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: - закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; - упражнять в определении места гласного звука в словах;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [И] и буква И» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «И»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук и буква П» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «П»; - уточнить артикуляцию звука «п»; - учить определять место звука в слове, составлять и печатать.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [Т] и буква «Т» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «Т»; - уточнить артикуляцию звука «Т»; - учить характеризовать звук «т» по артикуляционным и акустическим.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [к] и буква К» Задачи: - познакомить детей со звуком и буквой «К»; - уточнить артикуляцию и характеристику звука «к»; - формировать умение определять место.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «О» и их отличительными признаками; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове,.

Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» Кафедра.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки [С] — [З]; буквы «С», «З» Цели: закрепить навыки четкого произношения и различия звуков (с, (з); Развивать фонематический слух; Закрепить знания о буквах (с и з);.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [П], [Т], [К] и буквы П, Т, К»
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 22:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [П], [Т], [К] и буквы П, Т, К»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобастова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД