Татьяна Афанасьева
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП «Алиса в стране математических Чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию для дошкольников старшей группы
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 73»
Афанасьева Татьяна Анатольевна
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Алиса в стране математических чудес»
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП „Алиса в стране математических Чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес»
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Создать условия для закрепления у детей сформированных представлений о количественном и порядковом счете в пределах пяти.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к математическим занятиям, умение слушать внимательно друг друга и взрослого, терпимость, сдержанность
- Воспитывать умение слушать указания педагога, действовать в соответствии с ними.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
- Поддерживать интерес и внимание.
Образовательные задачи:
- Учить устанавливать последовательность чисел в пределах 5, порядковый счет в пределах пяти
- Продолжать учить ориентироваться в пространстве и определять направление движения, используя знаки -указатели направления движения.
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, овал, треугольник) ; названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие задачи:
-Развивать чувство времени.
- Развивать у детей внимание, логическое мышление посредством логических блоков Дьенеша, счетных палочек Кюизенера
Демонстрационный материал : мультимедийная презентация занятия, в которой картинками обозначены все действия детей, счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, мультимедийный экран, карта страны чудес на экране, посудка кукольная (9 кружек, 9 тарелок, 9 ложек, гусеница и 9 пар сапожек,
Раздаточный материал : палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и карточки к ним, листы в клетку, простой карандаш,
Предварительная работа: чтение отрывков из сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в стране Чудес", прослушивание аудиосказки и просмотр мультфильма «Алиса в стране Чудес»
Ход занятия:
Мотивационный этап.
Дети заходят в зал на музыкальное занятие и у воспитателя звонит телефон
Воспитатель: Ребята, одну минутку, мне кто-то звонит. Я поставлю громкую связь
(голос) Здравствуйте! Я Алиса из страны математических чудес, мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что Шляпник пригласил друзей на чаепитие к пяти часам. Но друзья Шляпника заблудились в математической стране и не могут решить математические задания. Вы можете им помочь?
Обсуждение с детьми как и чем они могут помочь Алисе и ее друзьям
Воспитатель: Итак, проблема такая: надо найти друзей Шляпника и помочь им добраться на чаепитие к пяти часам.
В: Ребята, как можно помочь Алисе и ее друзьям?
Д: помочь преодолеть препятствия друзьям Алисы, решить математические задачки, найти друзей и т. д.
Основной этап.
I часть. Игровая ситуация «Волшебная лесенка» (величина, работа со счетными палочками Кюизенера)
Воспитатель: А как мы попадем в страну математических чудес?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, надо сначала попасть в нору Кролика. Но смотрите, что это на экране?
Дети: дверь
Воспитатель: Чтобы открыть дверь, нам понадобится ключ. Надо осмотреться и найти глазками ключ.
Гимнастика для глаз. (дети ищут ключ только глазами на потолке, на полу, на окне, на зеркале, затем зажмуривают глаза, часто моргают и расслабляют их, открывают глаза)
На экране изображена таблица. Надо подобрать правильный ключ, а точнее найти недостающую геометрическую фигуру
круг треугольник овал (прямоугольник)
треугольник
круг
прямоугольник
(Овал)
квадрат
прямоугольник овал
(треугольник)
прямоугольник овал треугольник (круг)
Справились с заданием?
Воспитатель: Молодцы! Ключ подобрали, дверь открылась, смотрите, вход в нору Кролика! Но чтобы попасть туда, нам необходимо построить лесенку.
Займите свои места за столами и мы строим свои волшебные лесенки из палочек Кюизенера.
1 задание: построить по величине от большей к меньшей.
Первая снизу какая будет? Правильно, самая длинная.
Мы же с вами в стране Чудес, поэтому здесь лесенка выглядит наоборот.
2 задание: догадайтесь сами и постройте лесенку наоборот.
(Дети помогают Алисе собрать лесенку в нору Кролика, для того, чтобы попасть в страну чудес)
Звучит волшебная музыка и на экране появляется нора Кролика и Кролик с часами
II часть. (ориентировка в пространстве и ориентировка во времени) Игровое упражнение «Кролик запутался во времени».
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в нору кролика. Он запутался во времени. Не знает какое время года сейчас. Какой месяц? Какой день недели? Какое время суток?
Дети называют время года - Зима, день недели - вторник, а вчера? –(понедельник, а завтра какой день недели будет? – (среда), число 10, а месяц? - (Декабрь).
Воспитатель: Ну и самое главное, он запутался во времени. Нам надо разбиться на две подгруппы, одна - девочка, другая - мальчики.
На столе 2 часов.
1 задание:
мальчики – покажите Кролику 3 часа, девочки – покажите 2 часа;
мальчики – покажите Кролику 1 час, девочки – покажите 4 часа;
а сейчас кто быстрее покажет Кролику 5 часов?
Звучит волшебная музыка
Появляется картинка Кролика за столом у Шляпника
III часть. Работа с раздаточным материалом. (порядковый счет, соотнесение количества предметов с цифрой) Игровая ситуация «Синяя гусеница»
Звучит волшебная музыка и плач Синей гусеницы
На столе и на экране появляется синяя гусеница.
Воспитатель: Кто это? (ответы детей) Правильно, Синяя гусеница, а плачет она потому что потеряла сапожки. Значит это подсказка, но какая?
Дети: Надо ей помочь расставить ножки на места
Дети подбирают сапожки для гусеницы, подбирая пары (первая пара, вторая пара и т. д.)
Воспитатель: Справились с заданием? Молодцы, ребята, справились и с этим задание легко и быстро!
Гусеница в сапожках, приглашает вас с ней потанцевать немножко
Звучит волшебная музыка Гусеница появляется за столом у Шляпника
ФИЗМИНУТКА «Танец с гусеницей»
IV часть. Чеширский кот (геометрические фигуры, цвет)
На экране проецируется картинка «Улыбка Чеширского кота»
Воспитатель: Ребята, смотрите кто это на экране?
Дети: Чеширский кот.
Воспитатель: А точнее его улыбка. (слушает) Послушаем, что он говорит. Он рассказывает, что испек для Шляпника печенье, но к сожалению, пришли Тру-ля-ля и Тра-ля-ля и съели все печенье, остались одни обломки. Кот обиделся и исчез. Что нужно сделать, чтобы Чеширский кот появился полностью?
Дети: постряпать новое печенье.
Воспитатель: Хорошо, ребята, каждый возьмите обломки печенья и найдите второй обломок, чтобы получилась геометрическая фигура, (синий круг, красный квадрат, желтый овал и зеленый треугольник разрезанные попоплам, найдите себе пару. Видите, здесь есть волшебная пекарня, и здесь есть рецепты печенья, попробуем испечь печенье для Чеширского кота.
( на полу лежит ткань с 4-мя сегментами разных цветов: желтый, красный, синий, зеленый. На каждом сегменте «рецепт печенья» - карточка с заданием. Дети раскладывают блоки Дьеныша в соответствии с карточками)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Расскажите свои рецепты?
Дети: рассказывают свою карточку и показывают фигуру. (например, «Не синий, не красный, значит желтый; не большой, тонкий треугольник)
Здорово! Теперь Чеширский кот тоже попадет в гости к Шляпнику
Звучит волшебная музыка, Чеширский кот появляется полностью и затем проецируется картинка Чеширский кот за столом у Шляпника
V часть. Игровое упражнение Шляпник «Собираем гостей на чаепитие».
(количество и счет)
Воспитатель: Наконец - то Алиса и ее друзья попали на чаепитие к Шляпнику. Только вот Шляпник рассеянный, совсем забыл, сколько гостей он пригласил. Может, вы, ребята, поможете Шляпочнику посчитать гостей?
Дети называют гостей по порядку
Итак, самым первым в гости к Шляпочнику пришла Алиса, затем вторым пришел Кролик, потом третьей пришла Синяя гусеница и четвертый был Чеширский кот. Сколько всего гостей сидит за столом?
Дети: Всего 5 гостей сидят за столом
Воспитатель: А что там на столе у Шляпника? Нам на экране не видно, а вот смотрите накрытый стол. Рассмотрите его внимательно.
Дети: Шляпник все напутал
Воспитатель: сколько чашек стоит на столе?
Дети: Всего 4 чашки стоят на столе
Воспитатель: Всем хватает чашек?
Дети: Нет, одной чашки не хватает
Воспитатель: Правильно, надо добавить еще одну чашку, чтобы получилось 5.
Воспитатель: А сколько тарелочек на столе?
Дети: 3 тарелочки на столе
Воспитатель: Всем хватает тарелочек?
Дети: Нет надо добавить еще 2 тарелочки, чтобы получилось пять
Воспитатель: Смотрите-ка, а ложечек всем хватит?
Дети: На столе 2 ложечки, чтобы всем хватило, надо добавить еще 3 ложечки
Воспитатель: Правильно, какие мы молодцы, мы помогли Шляпнику накрыть на стол
VI часть. Дидактическая игра «Поможем Алисе вернуться домой».
Воспитатель: Как здорово, что вы помогли Друзьям Шляпника попасть на чаепитие! Но Алисе уже надо спешить домой, а нам с вами – в наш детский сад. Только как вернуться Алиса не знает.
Посмотрим на карту Страны Чудес и поможем Алисе вернуться домой.
Дети рассматривают план, на котором обозначены ориентиры и направление движения. Затем рассказывают Алисе, как пройти к выходу, называя ориентиры и направление движения.
Но прежде, чем приступить к работе, надо размять пальчики
Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких горошин»
Я приглашаю вас за столы и предлагаю помочь Алисе нарисовать карту. Я буду диктовать, а вы внимательно слушаете и рисуете, договорились?
Итак, от красной точки 2 клеточки вверх, затем 3 клеточки вправо, три клеточки вверх, две вправо, 5 клеточек вниз, 5 клеточек влево, вот и весь путь.
(воспитатель помогает ребятам, кто с трудом выполняет диктант)
Заключительный этап.
Воспитатель: Вот Алиса и вернулась обратно на полянку. Она навсегда запомнит свое удивительное приключение и добрых друзей, которые ей помогали. А мы с вами вернулись в наш детский сад.
Мы решили проблему Алисы? Какая была проблема?
А кто сегодня молодец? Почему?
Что вызвало затруднение?
Какое задание было самым легким?
Я уверена, что Шляпник и Алиса отблагодарили вас и в группе вас ждут сюрпризы