Александра Альбова
Конспект НОД по речевому развитию «В стране сказок» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Воспитатель МАДОУ ЦРР Альбова А. В.
Цель:
- обобщение знаний детей о сказках.
Задачи:
- развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать,
- активизировать речь, обогащать словарный запас,
- формировать умение образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие героев;
- поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой дея-тельности,
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „В стране сказок“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- чтение русских народных сказок «Маша и медведь», «Заюш-кина избушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
- иллюстрации к русским народным сказкам;
- разгадывание загадок;
- работа с карточками «Словообразование».
Материал и оборудование:
Раздаточный:
- разрезные карточки,
- платочный театр
Демонстрационный :
- панно для составления сказки «Заюшкина избушка»,
- карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных,
- дидактическое пособие - шкатулка со сказками, макет телеви-зора,
- элементы костюма сказочницы,
- аудиозапись (полет).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?
Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.
Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, кото-рая так и называется «Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одно-временно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебни-ками? Какие волшебные предметы, при этом, вы хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).
Воспитатель: Для чего они вам? Мне так хотелось бы побывать в сказке, а вам, ребята? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся, отгадать поможет загадка.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)
Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок. 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем (звучит аудиозапись) :
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочни-цу при помощи элементов костюма: кокошник и сказочный сарафан-фартук)
Встречает сказочница (воспитатель) : Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, что же делать, как быть?
Дети:Мы поможем расколдовать все сказки.
Вот первое задание: Это моя шкатулка со сказками, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в ней.
Первая сказка прячется под цифрой 1 (первый ребенок достает карточку) : в какой сказке «сидит девочка в корзинке, у кого-то за спиной» («Маша и медведь»)
Вторая сказка под цифрой 2 (второй ребенок)
Отгадайте сказку по загадке :
«Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Следующая сказка под цифрой 3 (третий ребенок)
Надо узнать из какой сказки этот отрывок (читаетсялюбой от-рывок из сказки «Гуси-лебеди»)
Сказочница : Ну, молодцы.
А остальные сказки вы отгадаете, сложив картинки. Если будет не просто, я помогу вам, прочитав строчки из этих сказок
«Жили-были старичок со старушкой. У них была дочка, да сы-нок маленький» («Гуси-лебеди»); «На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мох-натый, да блин масленый» («Крылатый, мохнатый да масленый»)
Спасибо вам, ребята, что помогли расколдовать мои сказки.
Но это ещё не всё. Есть у меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.
Работа с карточками (словообразование) :
Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.
Сказочница : Так какая же сказка заколдована в моём телевизо-ре?
Дети: «Заюшкина избушка».
Сказочница : А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая)
Посмотрите внимательно и скажите, какая у зайчика в сказке была избушка?
Дети: У зайчика была лубяная избушка.
Сказочница : А, что значит лубяная? (деревянная)
А у лисы какая избушка?
Дети: Ледяная.
Сказочница : А, что случилось с зайчиком в этой сказке?
(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)
А кто помог зайке в его беде?
(собака, медведь и петушок)
Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам)
Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (пе-тушок)
А какие слова он говорил? (несу косу на плечи, хочу лису посечи)
А теперь давайте с вами поиграем
Пальчиковая игра в парах «Заюшкина избушка»
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в сто-роны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу,
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
Ребята, а вы были в театре? Видели, как актеры стараются играть свои роли? Предлагаю побыть актерами и зрителями. (по желанию детей). Не расстраивайтесь, если кому-то не досталась роль, ведь для актера очень важен зритель. Без зрителя не состоится спектакль. (Дети-артисты выбирают по желанию кукол на косынке, кукол на верёвках из театра)
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Сказочница :
Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, показали.
Артисты, зрители-все были хороши
Похлопаем друг другу от души!
Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.
Рефлексия
Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуна. Ну, а теперь вам пора лететь обратно в свою группу. Вставайте на ковёр-самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете (звучит аудиозапись)
1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочни-цы)
Воспитатель:Вот наше путешествие и подошло к концу, и мы с вами снова оказались в нашей группе.
Я думаю, у вас очень много впечатлений от нашего путешествия. Поделитесь со мной?
(дети поочередно рассказывают, описывают свои впечатления или трудности)