Вера Кареева
Конспект познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки Чуковского «Айболит»
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный конспект познавательно – речевой игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему : «В гостях у сказки К И Чуковского «Айболит»»
Публикация «Конспект познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста „В гостях у сказки Чуковского „Айболит“» размещена в разделах
(с использованием технологии ТРКМ – «Технологии развития критического мышления, чтение текста с остановкой»)
Кареева Вера Дорофеевна, воспитатель 2 категории, МБДОУ детский сад №17, п. Де –Кастри Ульчского района, Хабаровского края, телефон домашний 8-42-151-57-0-33; рабочий 8-42-151-56-4-55, сентябрь 2015г.
Цель: Доставить детям удовольствие и радость общения с
любимой сказкой.
Задачи:
1. Помочь детям осмыслить содержание сказки, внимательно
слушать и отвечать на вопросы. Развивать связную речь детей, активизировать и обогащать словарь.
2. Закреплять количественный и порядковый счет до 10,
смежные числа, уметь отвечать на вопросы: сколько? Какой,
столько-сколько? поровну?
3. Учить размышлять, делать простейшие выводы и умозаключения, развивать память, внимание. Закреплять представления
детей о видах транспорта.
4. Продолжать развивать творческие способности, уметь
фантазировать, петь любимые песенки, выразительно читать
стихи, разыгрывать небольшие сценки.
5. Воспитывать любовь к культуре русского народа, к играм,
сказкам, музыке и танцам.
Материал и оборудование:
Иллюстративный материал по сказке К И Чуковского
«Айболит», (см. «Тематический словарь в картинках» М,
«пресса» 2015.,магнитная доска, 2 мольберта, 2 стола, географическая карта мира, шапочки персонажей: («кит», «2 орла»,
«2 волка», костюм доктора «Айболита» для ребенка, иллюстрация с чемоданчиком доктора «Айболита», набор картинок, изображающих медицинские принадлежности; иллюстрация с изображением детей и набором картинок туристических принадлежностей; сюжетная игрушка «кузнечик», сюжетные игрушки по содержанию сказки, дидактический математический материал (смотреть конспект, аудиозапись песни «Кузнечик» муз. Владимира Шаинского, слова Николая Носова.
Предварительная работа:
Чтение сказки К И Чуковского «Айболит», рссматривание иллюстраций и беседа по содержанию сказки, игры-диалоги, инсценировка отдельных отрывков сказки (смотреть конспект) : пение песенки «Кузнечика», упражнения в книжках-раскрасках: «транспорт», «воздушный транспорт», «Айболит».
1часть: «Вводная – вызов».
-- Дети, вы любите сказки? Хотите побывать в гостях у сказки?
А вот у какой сказки догадайтесь сами. (воспитатель рассказывает отрывок из сказки) :
-- Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор (дети…. «Айболит»!
Кто уже догадался в какую сказку мы приглашены в гости?
2часть – «Основная – осмысление».
(Математическая).
-- Вспомним, кто еще приходил лечится к доктору «Айболиту»?
(пес «Барбос», «зайчик», «лиса») Пригласим всех «пациентов--
зверушек» доктора «Айболита» построиться по порядку. (Дети
на доске выкладывают по-одному плоскостные фигурки живот –
ных). Кто первый пришел лечиться к доктору «Айболиту»? Какая
по счету пришла волчица? Какой по счету червячок? На какое
место поставим медведицу? Которым по счету «зайчика»? и т. д.
Сколько всего зверушек пришли на прием? (восемь). А теперь по-
ставим соответствующие цифры внизу под зверушками (дети вы-
полняют задание). -- «Доктор Айболит», посмотрите, все ли «па –
циенты» на месте? (ребенок выполняет свою роль и делает свое
умозаключение) – Молодцы, никто не ошибся, правильно все де-
ти выполнили задание).
(Вдруг раздается «стук – бряк») – Что за шум и волнение происходит? (выкладывает иллюстрации с персонажами сказки «Шакала» с телеграммой и рассказывает отрывок из сказки далее).
3 часть. -- Литературная.
-- «Вдруг откуда – то шакал
На кобыле прискакал,
Вот вам телеграмма от Гиппопотама!
«Приезжайте, доктор, в Африку скорей!»
И спасите, доктор, наших малышей!»
Что нужно сделать доктору «Айболиту», для того чтобы отправиться в Африку спасать заболевших животных? (приготовить все
необходимое).
Дидактическая игра: «Поможем доктору «Айболиту» собратьться в дорогу». ( Дети располагают серию картинок самостоятельно на мольбертах: на первом – все что необходимо в дорогу; на втором – «Медицинский чемоданчик».
-- Расскажите,как доктор «Айболит» добирался до Африки?
(дети вспоминают его нелегкий путь). Воспитатель обобщает. А если точнее узнать, что нужно сделать? Правильно, надо открыть книгу и прочитать. Мы так и поступим: - «И встал Айболит, побежал Айболит,
По лесам и полям, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит:
(дети все вместе, хором повторяют слова)
«Лимпопо, Лимпопо. Лимпопо»!
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
Эй, Айболит, воротися назад!
И упал Айболит и лежит на снегу :
Я дальше идти не могу!
И сейчас же к нему из–за елки
Выбегают мохнатые волки:
(дети – «волки» берут за руки ребенка «Айболита»,
обращаясь к нему со словами) :
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезем!»
И в перед поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
(дети все вместе, хором повторяют слова)
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Но вот перед ними море –
(На мольберте картина – «Море», дети выполняют
волнообразные движения руками, изображая морские волны).
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит волна,
(дети покачивают головой, обхватив ее руками)
О если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?
(ребенок «Кит» изображает плавательные движения руками).
Но тут выплывает «Кит» :
«Садись на меня, Айболит,
И как большой пароход,
Тебя повезу я вперед!
И сел на кита Айболит
(ребенок «Кит», взяв мальчика в роли «доктора Айболита» за
руки,подходят вместе к мольберту с картиной «Море», обходят
его и возвращаются на место)
И одно только слово твердит:
(дети хором повторяют слова Айболита)
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо»!
(воспитатель показывает картину «Горы», все вместе показывают руками волнообразные движения, изображающие высокие горы).
И горы встают у него на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
(ребенок «доктор Айболит» и дети покачивают, обхватив
голову руками).
-- О если я не дойду, если в пути пропаду,
Что станется с ними, с моими зверями лесными?
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы :
(Воспитатель предлагает всем вместе помочь «Доктору
Айболиту» в пути – дороге. Мы все вместе будем перелет –
ными птицами». Проводится подвижная игра «Перелет птиц»
(дети бегут 2 – 3 круга по группе и останавливаются около
мольберта с изображением «Африки» и читает отрывок далее.
-- Приехал, приехал, Ура! Ура!
А птица над ними кружится,
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам
И всем по порядку дает шоколадку
И ставит, и ставит им гранусники!
И к полосатым бежит он тигрятам,
И к бедным горбатым больным верблюжатам,
И каждого гоголем каждого моголем
Гоголем - моголем потчует.
Десять дней и ночей Айболит
Не ест, не пьет, и не спит,
Десять ночей подрят
Он лечит несчастных зверят,
И ставит и ставит им градусники.
(Математическая).
-- Дети, поможем «доктору Айболиту» вылечить животики
бегемотикам и полосатым тигрятам?
-- Куда надо поместить зверушек, чтобы их вылечил «доктор Айболит»? (В больницу на кроватки). Это больница сюда надо перенести больных животных. Мальчики помогут поле –чить «бегемотиков», а девочки «тигряток». ( дети выполняют задание: каждый по одному детенышу помещает на наборное полотно; на верхней полоске – «тигрят», на нижней-«бегемотиков». Посчитаем, сколько тигряток? Сколько бегемотиков? Что можно сказать об этом? Тигряток и бегемотиков поравну, по десять. Вспомните, как доктор «Айболит» лечил зверушек? «Доктор Айболит», посмотри пожалуйста, никого не забыли полечить? (Никого не забыли, спасибо всем помощникам).
(Сюрпризный момент) : Ой, кто-то плачет, вы,слышите, дети? Кто бы это мог быть, посмотрим? (подходят к столу, на столе создана композиция – коллективная работа детей на тему : А в Африке, а в Африке!» (пальмы, растительный мир. «Кузнечик» с перевязанной лапкой, воспитатель берет в руки игрушку и расскавает стихотворение:
И пришел к Айболиту кузнечик,
И плачет он и кричит.
И одно только слово твердит:
Ой, болит, ой болит моя ножка!
По тропинке бежала лиса,
Мене ножку сломала она.
Полечи, Айболит, мою ножку,
Чтоб я мог побежать по дорожке.
И песенки петь, и плясать,
И,тебя, Айболит, прославлять!
(дети все вместе произносят хором)
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо»! (четверостишие написала Кареева В. Д, автор конспекта)
Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
И пошли они смеяться,
И плясать, и баловаться.
(все вместе дети произносят)
Лимпопо! Лимпопо! Лимпопо!
А малютки бегемотики
Ухватились за животики.
И смеются они заливаются
Так что дубы сотрясаются!
-- Дети, давайте все вместе порадуемся со всеми зверушками за их чудесное исцеление. Кузнечик предлагает спеть его любимую песенку.
(исполняется песенка «Кузнечика», слова Н Носова, муз. В Шаинского)
Как хорошо гулять по Африке и петь, и веселиться. Однако нам пора домой, как говорится в одной русской народной поговорке: «В гостях хорошо, а дома лучше» (произносят хором). Кто ждет нас дома? (мама, папа, дедушки и бабушки; сестренки и братишки). А еще люби - мые друзья, детский сад и родной поселок. Ребята, расскажите новым друзьям из сказки, как называется наша Родина? А поселок в котором мы живем? Россия это какая Родина? (большая) А, Де – Кастри какая? (малая). Соскучились по дому? Хотите вернуться домой по- скорее? Посмотрим по географической карте мира, как это сделать. (рассматривают карту и белым мелом отмечают путь до России, пунктирной линией).
Дети, каким видом транспорта можно быстро и комфортно добраться до России? Да, действительно, самый быстрый и комфортный вид транспорта, -- это самолет. Приготовились, заняли все свои места в самолете. Воспитатель и дети рассказывают хором стих. А. Барто «Самолет».
-- Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом поедем к маме!
Внимание1 Приготовились! Взлет! Поехали! Полет окончен. Вот мы и дома. Ребенок читает стих. «Поезжай за моря – океаны!» слова М. Исаковского.
3часть. Заключительная. (Рефлексия).
-- Вспомним, где мы были сегодня в гостях? Как называется эта сказка? Кто написал эту сказку? Вам понравилось в гостях у сказки? А что понравилось больше всего? Детки, понравился доктор Айболит? Расскажите, какой он был? Сколько дней и ночей лечил доктор Айболит лесных зверушек? А как наши дети помогали доктору Айболиту? Кто сломал лапку кузнечику? Как Айболит полечил кузнечика? Какую пословицу вы узнали сегодня? Каким видом транспорта мы добрались до Де – Кастри? Как называется страна, в которой мы живем? Как по–другому еще называется Россия? Россия это какая Родина? (большая). А, Де-Кастри, какая (малая). Дети, вы, любите свою Родину?
Мне очень приятно, что вы любите свою Родину; знаете и любите русскую культуру: стихи, песни, сказки. Это похвально. Думаю, что вам будет интересно нарисовать свои яркие представления о любимой сказке, о путешествии по Африке; слепить зверушек, которых исцелил доктор Айболит; сделать из конструктора виды транспорта, поиграть в сказку.
Приложение 1.
Песенка Кузнечека ( Слова: Н. Носова, Музыка: В. Шаинского)