Галина Салмина
Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему : "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной
деятельности.
В старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей : развивающиеся возможности
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
мышления, становления познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширения взаимодействия старших дошкольников
с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования. Среди возможных средств развития исследовательской активности
дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта
самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Цель нашего исследования - выявление роли эксперимента в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Провести обзор учебной и методической литературы по предмету исследования, изучить особенности экологического образования детей старшего дошкольного
возраста, раскрыть понятие эксперимента - как метода познания и обучения.
Также я ставлю задачу выявить роли эксперимента в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Выработать рекомендации по использованию
экспериментальной деятельности.
Методические основой исследования выступает методика диагностики экологических знаний старших дошкольников (основана на методик О. Соломенниковой,
кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации работников народного образования Московской обл.) В своей работе я использую
словестные методы обучения (или методы устного изложения материала, наглядные и практические.) К словестным методам относятся: рассказ, лекция, беседа. К
наглядным методам обучения относятся различного рода иллюстрации, демонстрация опытов, и т. д.
К практическим методам обучения относятся упражнения, практические и лабораторные работы. Дети по заданию самостоятельно рассматривают строения семени,
плода, производят посевы (лук, редис, томаты, помидоры). Вся практическая деятельность детей связана с применением орудий исследовательского труда (пинцет,
лупа, в будущем микроскоп)
Большое значение детское экспериментирования имеет для развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы. В своей работе я использую все существующие разновидности и эксперименты, плановые наблюдения, эксперименты как ответ на детские вопросы.
Дети, конечно, любят проводить опыты, а опыт - это наблюдение, которое производится в специально организованных условиях, они побуждают детей сравнивать,
составлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление. Опыты можно проводить с предметами неживой природы, растениями.
Также опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы, наблюдение таяния снега и льда в помещении,
таяния снега на руке в морозный день, опыты с растениями, песком, глиной, опыт с семенами. Например - воду замораживать и выпаривать, делать из кипятка
на морозе иней, передавать его цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за
появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы, и замечать, как вверх поднимаются пузыри. Дерево и камень можно
сравнивать по твердости, если нажимать на них гвоздем - след в виде ямки остаётся только на дереве
В итоге можно сделать вывод: главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, делать выводы.
В ближайшей перспективе я хочу открыть мини-лабораторию, будет разработана эмблема и название. Мне предоставлено небольшое помещение, где расположены
стеллажи для оборудования и материалов, столики со стульчиками. На стенах можно повесить портреты известных ученых.