Лариса Балюева
Проект «Использование малых форм фольклора в образовательной деятельности в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Использование малых форм фольклора в образовательной деятельности в первой младшей группе»
Актуальность:
Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Публикация «Проект „Использование малых форм фольклора в образовательной деятельности в первой младшей группе“» размещена в разделах
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Гипотеза:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Цель:
Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи:
• Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
• Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
Ожидаемый результат:
• Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
• Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
• Сформируется положительное отношение к режимным моментам;
• У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии детей.
Сроки проекта: среднесрочный (3 месяца: март, апрель, май).
Участники проекта: дети первых младших групп, воспитатели групп раннего возраста: Балюева Л. Ю., Литовка О. Ю., Клочихина Т. Г., Миронова Н. П., родители детей, музыкальный руководитель Денисова Л. А.
Принципы:
* Принцип познавательной активности
* Принцип наглядности
* Принцип посильной самостоятельности
Методы и формы проекта:
* Формы:
Игры - занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
* Методы:
Наблюдение, рассказ, показ, обыгрывание сюжета потешек, словесные игры, подвижные и хороводные игры.
1 этап – Подготовительный этап
- Анализ предметной среды группы.
- Изучение методической литературы по проблеме.
- Формулирование целей и задач проекта.
- Подбор фольклорного материала.
- Подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями.
- Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов.
2 этап – Основной этап
* Организация игрового взаимодействия.
* Рассматривание иллюстраций.
* Инсценировки произведений фольклора.
* Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
* Создание игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.
* Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
* Театрализованные игры-занятия, развлечения «Бабушка Забавушка»:
- «У бабушки Забавушки в деревне. Масленица», «В гостях у бабушки Забавушки. Девочка чумазая», «Во дворе у бабушки Забавы. Петушок - золотой гребешок», «У бабушки Забавы. Игра с бабушкиной куклой», «Сказки бабушки Забавушки».
* Развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора:
- На играх-занятиях по всем видам деятельности.
- На прогулках и при наблюдениях за живыми объектами.
- Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание и др.
- В процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.
- На специально организованных занятиях по развитию речи.
3 этап - Заключительный
* Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
* Итоговое мероприятие: совместный досуг родителей и детей.
* Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций и пр.