Карнюшина Валентина Ивановна.
Обогащение речи детей дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
"Обогащение речи детей дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм".
В настоящее время возрастает интерес к истокам, корням, культуре своего народа, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство,то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Дошкольная образовательная организация первое звено в общей системе народного образования. Все компоненты социализации ребенка неразрывно связаны между собой. Решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Публикация «Обогащение речи детей дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм» размещена в разделах
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором четко определены задачи речевого развития дошкольников, а также на содержание программ, как «Радуга»
Т. Н. Дороновой, «Развитие» Л. А. Венгер, «Истоки» Т. И. Алиевой, можно
c уверенностью сказать, что авторы всех программ сходятся во мнении, что дошкольный возраст является сензитивным для развития связной речи дошкольников.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка,все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из поколения в поколение.
Психологи и педагоги Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.
Известно, что у детей дошкольного возраста недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание cлов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов.
Именно поэтому, в настоящее время необходимо найти то средство, близкое
и понимаемое детьми, используя которое, можно эффективно работать по речевому развитию дошкольников. Таким средством, несомненно являются малые фольклорные формы. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности
малые формы фольклора передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Эффективно использовать следующие малые формы фольклора :
Потешки, пословицы, поговорки, загадки,колыбельные песни, игры, считалки.
Потешка таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей, особенно в использовании режимных моментов. Используя в своей речи пословицы и поговорки, потешки, загадки дети учатся ясно, лаконично, эмоционально выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Колыбельные песни, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Народные песенки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.
С их помощью, возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания,наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.
Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично,
выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь,
развивается умение образно описывать предмет.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточится на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
В рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке.
Обогащение речи детей с помощью малых фольклорных форм строится на следующих основных принципах:
Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;
Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
Малые формы фольклора в воспитательно -образовательной работе с детьми используются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные
режимные моменты).
В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются такие задачи, как:
-знакомить детей с потешками, прибаутками на все случаи жизни,
-понимать содержание пословиц и поговорок, проговаривать фразы,
-актуализировать знания детей о русских народных сказках,
-упражнять в умении строить небольшие по объему высказывания описательного характера,
-упражнять в пересказе, в образовании формы родительного падежа единственного и множественного числа,
-упражнять детей в умении отгадывать загадки,
-знакомить с содержанием образных выражений, показывая разнообразие русского языка,
-закрепить умения детей использовать в речи сравнительные эпитеты при описании предметов,
-упражнять в использовании сложноподчиненных предложений, с опорой на пословицы, поговорки.
В режимных моментах и взаимодействии с семьями воспитанников реализуются следующие задачи по формированию связной речи :
-проговаривать потешки,
-находить в сказках устаревшие слова, делать смысловой разбор этих слов,
-побуждать детей к использованию фольклора в своей речи,
-обогащать словарь детей с помощью пословиц и поговорок,
-совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя синонимы, антонимы из пословиц, поговорок,
-закрепить в речи название предметов старины,
-закреплять умения произносить фразы в разном темпе: быстро, умеренно, медленно, и с разной силой голоса: громко, тихо, шепотом.
При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно: вступает
в общение, поддерживает и завершает общение; умеет общаться в паре, группе, в коллективе; проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.