Светлана Ковалева
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Что за чудо эта бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе «Что за чудо эта бумага»
Ковалева Светлана Ивановна МАДОУ №56 Красноярск
Образовательная область: Познавательное развитие.
Вид образовательной деятельности: Экспериментальная деятельность.
Тема: Что за чудо эта бумага.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Что за чудо эта бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Цель: Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой: мягкость, вес, толщина, влагоустойчивость. Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Познакомить с разными свойствами и качествами бумаги. Активизировать речь детей.
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о бумаге.
Материал к занятию: телевизор, картон, газета, салфетки, тарелочки, ложечки, вода волшебная коробка, плоский камень, береста, калька, глиняная табличка, целлюлоза, белый лист бумаги, схемы свойств.
Раздаточный материал: бумага 3 вида: салфетка, газета, картон.
Словарная работа: глиняная табличка, папирус, береста, шершавая, плотная, толще, жёсткая, пожёстче, шуршит, целлюлоза.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. Я принесла вот такую чудесную коробку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Дети заглядывают в коробку и достают разные вещи; камень, бересту, папирус и бумагу.
- Ребята, что может быть общего у этих вещей?
Дети высказывают разные версии.
2. Основная часть:
2. 1.– Сегодня мы с вами и поговорим о таком материале – как бумага. Как вы думаете, бумага была всегда?
Ответы детей.
– Древние люди рисовали на камнях. Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты. Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение – папирус. Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из дерева.
Как же делают бумагу в наши дни?
Ответы детей
2. 2. Воспитатель показывает слайды с этапами изготовления бумаги.
Слайд №1. Бумагу производят на целлюлозно- бумажном заводе.
Слайд №2. Бревна привозят на завод, машины сдирают с брёвен кору.
Слайд №3. Из бревен получают щепу – мелкие щепки. Ее варят в специальном растворе.
Слайд №4. Затем из щепы получается целлюлоза.
Слайд №5. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.
Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие – горячие, высушивают ее, третьи – полируют, делают ее гладкой и ровной.
Слайд №6. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
Слайд №7. Затем бумагу из рулона нарезают на нужные размеры и упаковывают.
Слайд № 8. Так, переходя из машины к машине, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Много человек должно потрудиться, прежде чем листок бумаги попадет к нам в руки.
А что же потом делают из бумаги?
Ответы детей.
Слайд №9 Изделия из бумаги
2.3. Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
2.4. Экспериментальная деятельность:
Дети проходят в «волшебную лабораторию», где перед каждым ребенком на тарелочках лежат разные виды бумаги (газета, салфетка, картон). Дети рассматривают их.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.
Опыт 1. Определение мягкости.
– Что можно сказать о бумаге? Какая она на ощупь?
Дети определяют (гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т. д.)
– Давайте проверим, какими свойствами обладает бумага. Возьмём салфетку и сомнём её. Её смять легко или трудно? Когда мы сминаем салфетку, слышен ли звук?
Ответы детей.
– Значит, она мягкая и легко мнётся. Теперь возьмём газету. Сомнём её, слышим ли мы как мнётся газета? Её также легко смять как салфетку?
Ответы детей.
– Значит газета жёстче салфетки. А теперь возьмём картон. Сомните его. Легко ли вам его мять? Как вы думаете почему?
Ответы детей.
– Подведём итог: салфетка – мягкая, поэтому мнётся легко и бесшумно. Газета – жёстче и шуршит, когда сминаем. А картон – жёсткий, поэтому смять его трудно. (Схема 1)
Опыт 2. Определение веса.
– А теперь посмотрим, какая бумага легче. Положите на ладошку смятую салфетку и тихонько подуйте. Что можно сказать? Она лёгкая.
Ответы детей.
– Газета тяжелее салфетки. Теперь возьмите смятую газету. Подуйте также тихонько на неё. Что произошло? А теперь подуйте на неё сильнее. Что произошло?
Ответы детей.
– Сейчас возьмите картон, положите на ладошку и попробуйте его сдуть тихонько. Он не сдувается. Сильней подуйте. Легко ли сдуть картон?
– Это потому, что он тяжелее салфетки и бумаги. (Схема 2)
Опыт 3. Определение толщины.
– Сейчас проверим, какую бумагу легче порвать: салфетку, газету или картон.
– Вывод: салфетка рвётся легче и беззвучно, т. к. она тонкая. Газета рвётся с усилием, издаёт звук, т. к. она толще. Картон рвётся трудно, т. к. он толстый. (Схема № 3)
Опыт 4. Определение влагоустойчивости.
-А теперь проверим насколько бумага влагостойкая.
Давайте положим лист бумаги в емкость с водой. Опустите в воду сначала салфетку, затем газету и картон. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный. (Схема 4)
2.5. Выкладывание схем на доске.
Выводы исследований.
1. Бумага бывает мягкая и жесткая.
2. Бумага бывает легкая и тяжелая.
3. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
4. Бумага боится воды.
– А можно ли нам сейчас обойтись без бумаги?
Ответы детей.
3. Рефлексия:
– Ребята, чем мы с вами занимались на занятии?
- Что мы нового узнали о бумаге?
Ответы детей.