анастасия харитонова
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Родственники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – формирование основ уважительного отношения к членам своей семьи.
Задачи:
- формировать дифференцированные представления о семье как совокуп-ности людей разного возраста и пола, объединенных родовым началом;
- подводить детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;
- актуализировать использование полученной информации в игровой, ре-чевой деятельности.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему „Родственники“» размещена в разделах
Оборудование: конверт; проектор; слайды с репродукциями семейных портретов (А. ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Ав-топортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми»); си-луэт дерева из плотной ткани или картона, прикрепленный к стене или ширме (диаметр кроны 1 м 50 см или более, в зависимости от количества детей в группе); листья, вырезанные из плотной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и родных.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья – перво-классники. Сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие воспитанники старшей группы! Помогите нам, пожалуйста, в выполнении домашнего задания. К сле-дующему уроку по предмету «Окружающий мир» нам нужно принести фото-графии своих родственников. Одни ребята собираются принести фотографии тех родных, которые живут вместе с ними дома, другие считают, что нужно принести фотографии не только мамы, папы, братьев, сестер, но и бабушек, и дедушек, сестер мамы и папы, хотя они живут отдельно. А один мальчик (его зовут Максим) решил, что принесет в школу фотографии не только своих близ-ких, но и своего любимого друга и домашних животных. Ребята, мы не случай-но обратились именно к вам, потому что слышали, что вы много знаете о семье, о родственниках, у вас в группе есть много книг, альбомов, игр по этой теме. Надеемся, что вы нам обязательно поможете».
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям – первоклассни-кам? Как мы можем это сделать?
Дети: Да. Мы можем записать наши рассказы о семье, родственниках на диктофон и отправить их первоклассникам.
Воспитатель: Молодцы, я осень рада, что вы готовы им помочь! Но чтобы ваши рассказы получились интересными и правильными, давайте вспомним все, что вы знаете о семье и родственниках.
(Воспитатель привлекает внимание детей к экрану проектора, через который демонстрирует слайды
А. ван Дейк «Семейный портрет»
Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном»
Ю. Кугач «В субботу»
Неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных»
З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми»
Воспитатель: Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них?
Дети: На этих картинах изображены семьи.
Воспитатель: Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные!
Дети: На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья.
Воспитатель: Выберите картину, которая вам больше всего понравилась, и подумайте, что вы сможете рассказать о ней.
(Дети рассказывают о картине).
Воспитатель: Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах, разное, состав семей тоже. Одни семьи жи-ли давно, много лет и даже веков назад; другие – наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители обнимают детей, у всех очень добрые лица. Как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Воспитатель: Правильно, ребята, семья – это взрослые и дети, живущие вместе, любящие друг друга. Семья объединяет родных: родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня. Ребята, послушайте стихотворение Я. Акима «Моя родня» :
Мама с папой – моя родня, Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю:
Папе будет моторная лодка, Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке. Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня, Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра, Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю, Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения – члены одной семьи? Все ли они родные, родня?
(Дети высказывают предположение).
Воспитатель: Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка – родня. Друг Сережа – не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения. Как вы думаете, все семьи одинаковые или чем-то они отличаются?
Дети: Все семьи разные. Есть, например, большие и маленькие.
Воспитатель: Правильно, ребята, все семьи разные. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире, а также из близких и дальних родственников. Ребята, назовите своих близких родственников.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: А кто такие дальние родственники?
Дети: Тети, дяди (братья и сестры папы и мамы, двоюродные братья и сестры.
Воспитатель: Правильно, ребята! К дальним родственникам относятся братья и сестры папы и мамы: это дяди и тети. У них тоже есть дети: это ваши двоюродные братья и сестры. Где живут дальние родственники?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Правильно, ребята. Тети, дяди, бабушки, дедушки могут жить в других домах, городах, на улицах. Семья – самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
Дети: Вся семья вместе, и душа вместе. Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют. Русский человек без родни не живет. Нет такого дружка, как родная матушка. Семья ладом полна. Материнское сердце лучше солнца греет. Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Дети на каждую фразу загибают пальцы. В итоге получается кулак – «се-мья» :
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – наш малыш!
Зовут его Ванюша!
Воспитатель: У Ванюши дружная, сплоченная семья, потому что все пальчики собрались вместе, в кулачок. Какой должна быть семья? Подберите слова-признаки к слову «семья».
Дети: Дружная, крепкая, заботливая, трудолюбивая, ласковая.
Воспитатель: Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу, и находитесь здесь почти весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите, у нас выросло красивое дерево.
(Воспитатель показывает на картонное дерево, прикрепленное к ширме).
Воспитатель: Это дерево – наша группа, его веточки – ваши семьи. В корзинках лежат листочки с фотографиями членов ваших семей. Найдите свою корзинку и разместите листочки с фотографиями на любой веточке дерева.
(Дети прикрепляют листочки к дереву).
Воспитатель: Теперь мы знаем, сколько человек у каждого из вас в семье и как они выглядят. Осталось узнать, как их зовут.
Дети рассказывают: Это моя веточка. Это я, меня зовут Саша. Это моя мама Диана Андреевна. Это мой брат. Его зовут Игорь. Ему 12 лет. Моего папу зовут Станислав Романович и т. д.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за интересные рассказы о ваших семьях. Я их записала на диктофон, мы их пошлем нашим друзьям – первоклассникам. Думаю, что они помогут им правильно подобрать фотографии своих родственников для урока в школе.