Наталья Клокова
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие кеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе «Путешествие кеты»
Цель: Дети познакомятся с жизненным циклом рыбы кеты
Задачи:
Формировать представления детей о рыбе, идущей на нерест, о способах выбора места метания икры.
Развивать логическое мышление путем сравнения рыбы по внешнему виду (до брачного периода и во время брачного периода) с помощью картинок.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
С помощью исследовательской деятельности углублять представления детей о качествах воды, необходимых для икры.
Упражнять детей с помощью фильтрации производить очистку воды опытным путем.
Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Методы: наглядный
словесный
практический
Оборудование: белые халаты, картинки, ноутбук для просмотра видеоролика, прозрачная емкость, чайная ложка, вата, воронка, чистая колба, вещества: соль, сахар, чай, пищевой краситель, лимон, песок, глина, земля и т. д. Иллюстрации чистой реки и загрязненной.
Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей. Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка». Просмотр презентаций
«Рыбы Амура».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас с вами будет необычное занятие, я вам предлагаю стать учеными, но необычными учеными, а теми, кто изучает и наблюдает за рыбами. Как вы думаете, как их называют?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы будем ихтиологами. Мы с вами отправимся в исследовательский центр и узнаем как появляется рыба и что с ней происходит в течении всей жизни (дети надевают халаты). Угадайте, о какой рыбе мы будем говорить
(воспитатель загадывает загадку)
Плыву я из моря Охотского,
Красивая я, серебристая,
Как только в Амур захожу,
Быстрей, быстрей на нерест спешу.
Бока мои краснеют, и к дому я плыву
Икру скорей метаю, мальков я вывожу.
(ответы детей)
Воспитатель: правильно, это кета (показ картинки)
Кета плывет из Охотского моря проплывая через реку Амур, чтобы попасть туда, где она появилась, и отметать свою икру. А плывет она к чистой горной реке на нерест.
Плывет кета вверх по реке против течения. Какие изменения происходят во внешнем виде кеты? (Дети рассматривают и сравнивают картинки до нереста и во время нереста)
(ответы детей)
Воспитатель: Да, вы молодцы, все верно! Тело кеты становится ярко красным. У самцов появляется горб на спине, крючковатые челюсти и острые клыки.
Воспитатель: Кета поднимается в верховья и притоки рек, где слабое течение, река мелкая, но чистая, с дном из камешков разного размера. Здесь когда-то их родители, сделав гнезда, отложили икру.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему рыба ищет чистую не загрязненную реку для нереста, и что будет, если самка кеты отложит икринки в загрязненной реке?
(ответы детей) картинки загрязненной реки и чистой реки.
Воспитатель: А давайте проверим ваши ответы? Мы проведем опыт с водой и посмотрим, где икринкам будет лучше: в грязной воде или в чистой.
имитация загрязнения воды и последующая фильтрация.
Опыт 1 выполняется в следующей последовательности:
1.1. В емкость с чистой водой чайной ложечкой добавить различные пищевые вещества, размешать, дать понюхать, попробовать (по желанию).
1.2. В эту же емкость добавить: глину, песок, землю и пр., размешать, дать понюхать, посмотреть на просвет.
Вывод (делают дети) : если в чистую воду будут попадать различные вещества, то вода перестанет быть прозрачной, вкусной, чистой и полезной. Икринки в загрязненной воде погибнут
Воспитатель: Правильно, в загрязненной реке везде ил, глина, которые оседают на отложенную икру рыб, мешая дышать. Икринки могут погибнуть. А в чистой реке, икринки будут дышат и выведутся здоровые личинки, которые в последствии вырастут и станут большими сильными рыбами.
Воспитатель: Давайте попробуем очистить нашу воду, чтобы икринкам дышать было легко. И вода стала чистой и полезной.
Опыт 2.
2.1. В воронку вложить вату, установить ее в прозрачную емкость, сверху налить немного грязной воды и посмотреть, что произойдет.
2.2. Предложить детям сравнить загрязненную воду и фильтрованную воду.
Вывод (делают дети) : В чистой воде икринкам будет поступать воздух и питательные вещества. И что чистая вода нужна не только рыбам, но и икринкам.
Воспитатель: Давайте посмотрим видеоролик, как самка кеты выбирает место для нереста, как она метает икру и что с ней происходит после того, как она отметает икру.
Воспитатель: Ребята, что мы узнали из видеосюжета?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, мы узнали, что кета возвращается на нерест в ту же самую реку, где они вывелись из икры. Увидели, как рыба меняет свой окрас и внешний вид, и как метает икру в чистой воде. А еще мы с вами узнали, что через несколько дней после нереста взрослая кета умирает, отдавая питательные вещества своего тела реке, где родилась она сама.
Наша работа подошла к концу. Давайте снимем халаты и вернемся в группу (дети снимают халаты).
Воспитатель: Ребята, что вам запомнилось и понравилось в процессе нашего исследования?
(ответы детей)
Что было трудным и очень легким? Почему?
(ответы детей)
А давайте расскажем все то, что мы узнали сегодня с вами нашим родным и близким.
А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Собери кету» Предложить детям собрать пазлы или разрезные картинки кеты.