Ирина Макеева
Конспект непрерывной образовательной деятельности «В осенний лес по грибы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «В осенний лес по грибы», возрастная группа : дошкольники (5-6 лет).
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания
Задачи:
Образовательные :
• Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы.
• Познакомить детей с особенностями внешнего вида грибов.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „В осенний лес по грибы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• Дать детям представления о правилах сбора грибов.
Развивающие:
• Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.
• Развивать познавательный интерес
• Развивать координацию слов и движений; обогащать зрительные впечатления.
Воспитательные:
• Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
• Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Тип занятия: комплексный.
Интеграция образовательных областей.
Познавательные: расширять представления детей о съедобных и несъедобных грибах. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Совершенствовать выявление причинно-следственных связей между внешним видом грибов и местом их произрастания. Социально-коммуникативные: совершенствовать умения общения, взаимодействия и готовности к совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие: активизировать словарь детей; развивать владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.
Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетические чувства, воображение и восприятие музыкальных произведений. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность в творчестве.
Физическое развитие: развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная.
Развивающая предметно-пространственная среда.
Материалы:
1 Муляжи грибов ( съедобные:подосиновик, подберёзовик, опята, маслята, боровик, (несъедобные грибы : мухомор, бледная поганка, корзина с муляжами грибов, листочки с загадками.
2 Музыкальный - аудиозапись с произведением: П. И. Чайковский «Времена года». Загадки
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, флешкарта с презентацией «Грибы»
Предварительная работа: Беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы.
Организация детей на непрерывной образовательной деятельности : фронтальная.
Ход НОД
Организационный момент: Предупреждение детей о начале занятия заранее (дети заканчивают свои игры и настраиваются на занятие)
Воспитатель проверяет готовность детей (внешний вид, собранность внимания)
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам в гости пришёл?
Дети: Наш друг Незнайка.
(Дети здороваются с Незнайкой)
Воспитатель: Незнайка, а что у тебя в корзине?
Незнайка: В корзине у меня много разных грибов, я их приготовлю и угощу детей.
Воспитатель: Незнайка, а каких грибов ты нарвал?
Незнайка: Я рвал все подряд, они все красивые.
Воспитатель: Ребята, правильно сделал Незнайка, что все подряд рвал грибы?
Дети: Неправильно. Грибы бывают съедобные и несъедобные.
Воспитатель: Правильно, дети. Чтобы сорвать гриб вы должны его хорошо знать. Если гриб красивый это не значит, что он съедобный.
Сегодня я хочу познакомить вас со съедобными и несъедобными грибами и приглашаю на экскурсию в лес. И, конечно, возьмём Незнайку с собой.
(Дети приглашают Незнайку на экскурсию в лес)
Воспитатель: Мы отправимся в путешествие с помощью волшебного зонта. Отправляемся в путь!
- Один, два, три, волшебный зонт, нам дорогу покажи!
Появляется на мультимедийной доске картинка осеннего леса. (Звучит тихая музыка «Времена года».)
Воспитатель: Посмотрите, куда нас перенес волшебный зонт.
Дети: Мы пришли в лес.
Воспитатель: А какими лесными дарами богат лес осенью?
Ответы детей: Лес богат осенью лекарственными травами, орехами, грибами, ягодами.
Воспитатель: А как называют человека, который собирает грибы?
Дети: Этого человека называют грибник.
Воспитатель: Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.
Незнайка: Хорошо осенью в лесу в солнечный день. Слышно как падают листья с деревьев. А как называется это явление.
Дети: Это явление называется листопад.
Незнайка: Ребята, посмотрите вот и листочки, яркие, по-осеннему красивые. А листочки-то непростые, а волшебные, с загадками.
Задание «Угадай загадку». (Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают)
1)Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Что это, ребята? (Гриб)
2)Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно,
В березовой роще. (Подберезовик)
3)Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, золотистые….(Лисички).
4)Глубоко был спрятан он,
Раз-два три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый я тебя найду! (Боровик)
5)Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я …. (Подосиновик).
6)Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут … (Волнушки)
7)Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (Опята)
Воспитатель: О чем были загадки? (Ответы детей).
- Молодцы, все загадки отгадали!
Незнайка: А что такое гриб?
Воспитатель: Гриб, Незнайка – это особенное растение, у него нет веток, листьев, цветов. Он состоит из грибницы, ножки, шляпки.
Ребята, давайте поищем грибы на полянке и соберём их в корзинку.
(Дети собирают грибы - муляжи и прежде чем положить в корзину, рассматривают их).
Мы с вами попали в настоящее царство грибов.
Незнайка: А, я все понял (собирает муляжи грибов в корзину и показывает детям)
Воспитатель: Грибы очень разнообразные. Ребята, все ли грибы можно собирать?
Дети: Нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые)
Воспитатель: почему грибы называют несъедобными?
Дети: Их нельзя употреблять в пищу.
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам.
- Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.
Дидактическая игра «Сбор грибов» (появляется изображение грибов и корзины, в которую дети «складывают» грибы) В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные»
Воспитатель: Вот возле березы стоит грибок.
(Появляется на мультимедийной доске картинка подберезовика).
Я родился в день дождливый
Под березой молодой
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой длинной и прямой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Незнайка нашёл красивый гриб. Незнайка, ты знаешь, как он называется?
Незнайка: Я не знаю, как он называется, но он очень красивый.
Воспитатель: Этот гриб – боровик, коренной лесовик считается царем грибов. (Появляется на мультимедийной доске картинка белого гриба)
Еще его называют белый гриб, потому что он даже когда высохнет или его сварят, остается белым и не темнеет. У него толстая, плотная белая ножка с темно-коричневой мясистой шляпкой. Незнайка, клади его в нашу корзину.
Вот этот гриб – с ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился.
- Этот гриб растет только под деревом осины и называется…
Дети: Подосиновик.
Идем дальше. Смотрите, какие интересные грибы торчат из травы, как яркие желтые пуговицы. (Появляется на мультимедийной доске картинка лисичек)
- Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)
- Как вы думаете почему? (Ответы детей).
А это что за дружные ребята, грибы (опята)
Воспитатель: А вот эти грибы станете вы собирать? Почему (Потому что это ядовитые грибы : мухомор и поганка и их есть нельзя)
Незнайка: - Посмотрите, сколько грибов в нашем лукошке
А что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные) Вот какие подарки приготовил нам лес!
Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке (Идут по кругу, взявшись за руки)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали (Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. (Срывают «грибы»).
Лисичка бежала,
Лисички собирала. (Бегут, собирают «грибы»).
Скакали зайчатки,
Искали опятки. (Скачут, срывают «грибы»)
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Идут вразвалку,топают правой ногой)
Воспитатель: А вы знаете, что мухомор для людей ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому – то другому.
В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут» - эта пословица относится ко всем ядовитым грибам.
Можно их класть в корзину?
Дети: Эти грибы в корзину класть нельзя. Они вредные для здоровья.
Воспитатель: Дети, назовите ядовитые грибы?
(Ответы детей – мухомор, бледная поганка.)
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, как правильно собирать грибы? (дает неправильный ответ)
Воспитатель: Нельзя вырывать их с корнем, грибы аккуратно срезают ножом, чтобы не нарушить грибницу.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру вместе с Незнайкой.
Незнайка: Мне очень нравится собирать грибы и играть с ребятами. Давайте с вами поиграем.
Хороводная игра «По тропинке в лес пойдем»
1. За грибами в лес пойдем, в лес пойдем в лес пойдем (дети идут по кругу).
Мы грибочков наберем, наберем, наберем (поочерёдно выставляют ноги)
Солнышко на дворе, (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
2. Ты, грибочек, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)
Полезай - ка в кузовок, в кузовок, в кузовок.
(щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание грибов в корзину, перед грудью)
Солнышко на дворе, (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
3. Мы грибочков наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание грибов с земли – с наклоном корпуса)
Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).
Солнышко на дворе, (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?
- Что мы сегодня делали? (Гуляли в лесу, собирали грибы)
- Какого цвета листья осенью? (жёлтые, красные)
- Какие грибы растут в лесу? (Ответы детей)
- Какие грибы съедобные, а какие несъедобные? (Ответы детей)
Воспитатель: Незнайка, теперь ты знаешь, какие грибы нужно собирать?
Незнайка: Конечно, знаю. Ребята, спасибо вам за интересную прогулку.
Воспитатель: А сейчас мы берём свой волшебный зонт и возвращаемся в детский сад.
Сюрпризный момент. Незнайка дарит детям раскраски с изображениями грибов