Елена Манухина
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Очень любим мы, матрешки, разноцветные одежки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства
Задачи: 1. Образовательные :
- познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Полхов-Майданской матрёшки;
2. Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;
3. Воспитательные:
- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе „Очень любим мы, матрешки, разноцветные одежки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.
Развивающая предметно-пространственная среда: Интегрируемые образовательные области, реализуемые в «Центре познания» : «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Планируемые результаты: дети проявляют интерес к русской народнй игрушке матрешке, знают историю возникновения и особенности росписи Полхов-Майданской матрешки, выставка матрешек.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка».
Учебно-методический комплект:
1. Коломийченко Л., Чугаева Г., Югова Л. «Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию».-«ТЦ Сфера», 2015.-320с.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительнаяк школе группа. - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с.
3. Н. В. Шайдурова «Веселые матрешки». Учебно-методическое пособие. С-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
Содержание:
- Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать загадку.
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой, разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир …
- Дети: Матрёшка.
- Воспитатель: Правильно, а что такое матрешка? Что с ней можно делать? (народная игрушка, сувенир, играть с ней, любоваться).
- Воспитатель:Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Что вы на нем видите? (Народные игрушки)
-Какие? (дымковская барышня, дымковский индюк, филимоновская свитулька, матрешка)
- Из каких материалов они изготовлены? (дерево/глина)
- Возьмите матрешки, рассмотрите их. Посмотрите, какие они яркие, красивые, нарядные.
- Ребята, а вы знаете, что матрешка считается русским сувениром, очень популярным среди нас, россиян, и иностранных гостей?
-Ребята, как вы думаете, откуда появилась на Руси матрешка? (ответы детей)
А хотите, я вам расскажу и покажу, как появилась матрешка? (да)
- Тогда проходите к телевизору. Оказывается давным- давно, более ста лет назад в Россию из Японии привезли фигурку добродушного лысого старика. Эта фигурка оказалась разъемной и внутри была спрятана фигурка поменьше, а в ней фигурка еще меньше и т. д.
Российские мастера оценили эту идею. И решили сделать похожую игрушку, изменив ее внешний вид: превратили старика в румяную девушку и назвали ее «матрешкой».
- Ребята, а как вы думаете, почему эту игрушка назвали именно матрешкой, а не по-другому? (ответы детей)
- Раньше, в русской деревне женское имя Матрена было одним из самых распространенных, поэтому игрушку и назвали матрешкой.
- Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы? (ответы детей)
- Воспитатель: правильно матрешки бывают разные.
- Сегодня я предлагаю вам, поподробнее познакомится с матрешкой из Полхов-Майдана. Проходите к стенду. Давайте рассмотрим с вами эту матрешку. Какая она? (ответы детей)
Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области.
Обратите внимание на форму этой матрешки. Какая она? (ответы)
Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Матрешка имеет вытянутую форму.
Правильно, чтобы вам было лучше запомнить эту особенность, подберите подходящую схему.
Посмотрите на платок этой матрешки. Какой он? (яркий) Завязаны ли у него концы? (нет) Правильно у Полхов –майданской матрешки концы платка не завязаны.
Выберите нужную схему.
Посмотрите, как изображаются волосы матрешки. (кудри).Подберите схему.
Еще какую особенность вы заметили? Есть ли у Полхов- Майданской матрешки руки? (нет) Выберите схему.
Обратите внимание на роспись матрешки. Чем украшена игрушка? Какие узоры вы видите? (ответы детей) Цветы шиповника, ягодки, листики.
Найдите нужную схему.
Молодцы, ребята. Вы внимательно рассмотрели Полхов –Майданскую матрешку и выделили ее особенности. Давайте их повторим.
Дидактическая игра «Собери матрёшку»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть в игру? Тогда я предлагаю вам разбиться на пары и сложить матрешку. (Дать 3 вида матрешек).
Ребята, какая из матрешек Полхов-Майданская?
Воспитатель: ребята, а готовы вы выполнить еще одно интересное задание?
Дидактическая игра «Наряди Полхов-Майдонскую матрешку» (выбрать форму матрешки, подобрать платок и элементы росписи)
- Молодцы, а сейчас давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)
Топают матрёшки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Весёлые матрёшки. (Хлопают в ладоши)
-Ребята, вы не слышали – будто кто-то в дверь скребётся тихо-нечко. Пойдёмте, посмотрим. (У двери стоит коробка.) Что за диво такое? Что тут у нас за сюрприз? Откроем коробку? (В коробке – картонные заготовки матрёшек с нарисованными контурами нарядов и записка.) Какие-то странные матрёшки, будто раздетые. Да тут есть ещё записка, читаем: «Художник заболел, помогите, пожалуйста, расписать эту партию матрёшек.» Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрёшки. Ну что, ребята, поможем расписать этих матрёшек? ( Дети: - Да, поможем)
Тогда сядем в нашу мастерскую за столы и приступим. Но расписывать мы с вами будем не красками, а пластилином. Для начала давайте разомнем пальчики:
Чтоб матрешек украшать,
Надо пальчики размять.
Указательный, и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим,
Чтоб работать от души.
Кулачки разжали, сжали
Кулачки разжали, сжали
Вот и пальчики размяли!
Выберете нужный пластилин и начинайте заполнять контур росписи матрешки. Для этого отщипывайте небольшой кусочек пластилина, разогревайте его между пальчиками и очень аккуратно начинайте его размазывать, стараясь не выходить за края узоров.
По окончании работы оформляется выставка матрёшек.
Анализ работ:
- Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Как называется матрешка, которую вы расписали? Давайте еще раз вспомним особенности Полхов-Майданской матрешки. Вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)
- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.