Елена Полякова
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Прощание с осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Прощание с осенью».
Цели: уточнение знаний об осени, как о времени года;
активизация словарного запаса;
развитие мыслительных процессов:
умение при помощи наблюдения и манипуляций с природным материалом делать умозаключение.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Прощание с осенью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
знакомство детей с репродукциями картин И. И. Шишкина «Рожь», И. Э. Грабаря «Рябинка», А. К. Саврвсова «Проселок»; прослушивание музыки П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», выбор наиболее подходящей к картинам; знакомство со стихами русских поэтов, посвященных осенней природе и разучивание с детьми понравившихся им стихотворений;
экскурсия вместе с родителями в Государственный Русский музей и музей Этнографии; рисование детьми по памяти знакомых картин ладошками и пальчиками (по командам); чтение сказки «Колосок» и рассказ о том, как выращивали хлеб в старину;
лепка калачей, саек, крендельков и пирожков из соленого теста (тесто готовят сами дети под руководством воспитателя);
домашнее экспериментирование: «Дрожжи и хлеб» и сравнение изделий из соленого и дрожжевого теста; экспериментирование в группе «Заплесневелый хлеб».
Материалы и оборудование: магнитофон, диск с записями «Времена года» П. И. Чайковского и «Времена года» А. Вивальди; репродукции картин И. И. Шишкина «Рожь», И. Э. Грабаря «Рябинка» и А. К. Саврасова «Проселок»; полоски бумаги желтого цвета по количеству детей; квадратики разноцветной бумаги для каждого ребенка; кукла; ящик с землей; две лейки; карточки с изображением фена, костра, радиатора, полотенца, солнца; кукла «Карлсон».
Ход.
На ковре вокруг магнитофона расставлены стулья по количеству детей.
Воспитатель – Дети, сегодня я приглашаю вас на концерт. Сегодня мы будем слушать музыку. А чтобы слушать музыку, нужна тишина.
Вдруг в тишине раздается жужжание.
Воспитатель – Ребята, откуда этот звук? Может это жук? А разве жуки осенью летают? Кто же это?
Воспитатель заглядывает за дверь и вносит в группу куклу «Карлсон».
Карлсон – Здравствуйте ребята. Мне нужна ваша помощь. Малышу в школе задали домашнее задание нарисовать осенний пейзаж. А я даже не знаю, что это такое.
Воспитатель – Как удачно, что ты к нам сейчас прилетел. Осень такое чудесное время года, что ей посвятили свои произведения и художники, и поэты, и композиторы. Наши ребята знают про осень все и обязательно тебе помогут. Оставайся с нами слушать музыку.
Дети усаживаются на стульчики и слушают музыку.
Воспитатель – Какая музыка прозвучала веселая или грустная? Какие образы она рождает?
Варианты ответов детей.
Воспитатель – Какому времени года соответствует эта музыка: лету, зиме, весне или осени?
Дети – Осени.
Воспитатель – Осень всегда бывает грустная и печальная?
Дети – Нет.
Воспитатель – Сейчас мы отправимся в нашу картинную галерею и определим на какой картине изображено начало осени.
Дети переходят от картины к картине и останавливаются перед картиной И. И. Шишкина «Рожь».
Воспитатель – Почему вы решили, что именно на этой картине изображена ранняя осень?
Ответы детей. Дети рассаживаются на стульчики вокруг картины.
Воспитатель – Вы хорошо знакомы с этой картиной и если даже ее не будет перед глазами,сможете рассказать все, что на ней нарисовано.
Воспитатель переворачивает картину. Дети по памяти рассказывают, что на ней изображено.
Воспитатель – Какой секрет есть в этой картине, который может разглядеть только наблюдательный глаз?
Дети – Две ласточки над дорогой.
Воспитатель – Вспомните примету, что перед дождем птицы летают низко. Второй секрет – люди, идущие вдалеке по дороге. Какое стихотворение мы можем вспомнить к этой картине?
Кто-нибудь из детей, по желанию, прочтет стих. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»
Воспитатель – Нажмем на кнопку машины времени и перенесемся в прошлое. Рожь уже поспела, надо убирать. Покажите, как вы будете это делать?
Дети играют в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» по командам. Одна команда показывает, а другая – угадывает. Дети жнут рожь серпами, вяжут и ставят на просушку снопы, обмолачивают зерно цепом, мелят зерно на мельнице. Потом показывают, какие тяжелые у них мешки, как много зерна они смололи.
Воспитатель – Урожай собрали. Первый месяц осени закончился. Пора нам возвращаться в группу на свои места.
Дети рассаживаются на свои места за столы.
Воспитатель – На столах у вас полоска бумаги и разного цвета квадратики. Мы только что побывали в сентябре, в начале осени. Подберите квадратики, соответствующие по цвету краскам ранней осени и выложите их на вашу полоску.
Дети выполняют задание.
Воспитатель – Каких квадратиков больше и почему?
Ответы детей.
Воспитатель – На следующей картине мы видим середину осени. Что это за картина?
Дети – Грабарь «Рябинка».
Воспитатель – Какие изменения произошли в природе?
Ответы детей.
Воспитатель – Какие новые краски (квадратики) надо добавить на нашу полоску?
Дети выкладывают новые квадратики.
Воспитатель – Какие вы квадратики добавили и почему?
Ответы детей.
Воспитатель – Как еще называют середину осени?
Дети – Золотая осень.
Воспитатель – Вспомните стих. А. К. Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
Кто-нибудь из детей, по желанию, читает стихотворение.
Воспитатель – Что совпадает в стихотворении и на картине?
Дети – И в стихотворении и на картине есть рябина, с деревьев осыпаются листья.
Воспитатель – А что не совпадает?
Дети – Рябина на картине близко, на переднем плане, а в стихотворении - далеко.
Воспитатель – Как нам сделать так, чтобы было как в стихотворении?
Дети – Нужно войти в картину и пройти к горизонту.
Дети пальчиками шагают по столу, а воспитатель ставит нарисованного человечка на картину к линии горизонта.
Воспитатель – Какие приметы осени мы видим на этой картине?
Ответы детей.
Воспитатель – Все ли деревья пожелтели?
Дети – Только лиственные, рябины и березы.
Воспитатель – Березы одинаковые?
Дети – Нет.
Воспитатель – Какие они?
Дети – Одна береза – толстая, другая – тонкая, одна – кривая, другая – прямая…
Воспитатель просит детей изобразить разные березки : прямую, кривую, плакучую, веселку.
Воспитатель – А теперь покажите мне кисть.
Дети показывают кисть руки.
Воспитатель – Какие еще кисти бывают?
Дети – Кисточка, которой рисуют, кисть рябины.
Воспитатель – Почему всех их называют кисть? Что их роднит?
Дети – Отдельные части, собранные в пучок.
Воспитатель – Перейдем в следующий зал нашей картинной галереи, к картине, которая называется, подскажите как? И кто ее написал?
Дети – Картина называется «Проселок», художник Саврасов.
Воспитатель – Какой период осени напоминает нам эта картина?
Дети – Поздняя осень, ноябрь …
Воспитатель – Какое настроение вызывает эта картина?
Ответы детей.
Воспитатель – кто может прочитать стихотворение, соответствующее этой картине?
Кто-нибудь из детей читает стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Воспитатель – Что в этой картине и стихотворении совпадает?
Ответы детей.
Воспитатель – Дорога, какая?
Дети – Взрытая.
Воспитатель – А что ее такой сделало?
Ответы детей.
Воспитатель – Давайте проверим.
Дети подходят к столу, на котором стоит ящик с землей.
Воспитатель – Земля, какая? – Сухая – Что надо сделать, чтобы она стала такой, как на картине?
Дети – Полить ее водой.
Воспитатель – В природе, что это сделает за нас?
Дети – Дождь.
Воспитатель – Наша лейка – это туча, а вода из лейки – дождь.
Дети начинают поливать землю из лейки. Земля пьет воду, впитывает ее, впитала, а «дождь» все льет. Земля уже больше не впитывает, появились лужи.
Воспитатель – Какое явление мы сейчас показали (что часто идет осенью?
Дети – Дождь.
Воспитатель – Что случилось с землей?
Дети – Она намокла, промокла, напиталась водой, впитала воду.
Воспитатель – Дети, мы забыли добавить новые краски на нашу полоску. Давайте вернемся за стол и завершим эту работу.
Дети возвращаются за столы и добавляют квадратики на свои полоски. В это время другой воспитатель (логопед или помощник воспитателя) прячет в мокрой земле кукольный башмачок и достает куклу в мокрой одежде.
Воспитатель – Молодцы. А теперь давайте вернемся к нашей дороге.
Дети возвращаются к ящику с землей.
Воспитатель – Скажите, по такой дороге хорошо ходить? Ой! Кто-то все-таки прошел по ней. Воспитатель достает грязный башмачок. Давайте найдем кто это.
Дети находят куклу в одном башмачке и мокрой одежде, с мокрыми волосами.
Воспитатель – Что же это получается? Воду может впитывать не только земля, но и – далее ответы детей – одежда, волосы. Нужно срочно помочь кукле. Как это сделать? Обратите внимание на эти картинки. Может, они вам, что-нибудь подскажут (картинки с изображением костра, фена, радиатора, полотенца, солнышка).
Варианты ответов детей.
Воспитатель – Кукле мы помогли. А как нам помочь нашей дороге?
Ответы детей. Если они скажут, что ее надо высушить, то спросите: «Почему же тогда дорога мечтает о зиме? Процитировать соответствующие строчки из стихотворения Есенина. Ведь о чем мечтает дорога?
Дети – Стать твердой.
Воспитатель – Что ей поможет?
Дети – Мороз.
Воспитатель – Итак, мы сегодня вспомнили, какая бывает осень и рассказали об этом Карлсону. Познакомили его с произведениями поэтов и художников, воспевающих в своих произведениях это время года. Карлсон, теперь ты сможешь справиться с домашним заданием? Помогли тебе наши ребята?
Карлсон – Конечно. Большое вам ребята спасибо. Я весь пропитался знаниями. Я их впитывал, как губка.
Воспитатель – Ребята, оказывается можно и знания впитывать. Вы показали отличные знания, значит и вы в себя их впитали. А сейчас нам пора прощаться. До свидания Карлсон, до новых встреч.