Оксана Васильева
Конспект НОД по речевому развитию детей старшей группы «Хозяйка однажды с базара пришла» по теме «Овощи»
Тема: «Хозяйка однажды с базара пришла…»
Цель: Активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи».
Задачи:
1. Ативизировать словарь (название овощей, закреплять обобщающее понятие «овощи»;
2. Продолжить учить детей полно и точно отвечать на вопросы воспитателя;
3. Учить детей понимать образный смысл загадок;
4. Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Методы:
словесные, наглядные, практические, дидактические.
Оборудование:
1. Картинки с изображением разных овощей и фруктов;
2. Муляжи овощей и фруктов;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей старшей группы „Хозяйка однажды с базара пришла“ по теме „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Игрушка (бибабо) – бабушка;
4. Две корзинки;
5. Бумажные (одноразовые) тарелочки с изображением овощей.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждут интересные встречи и увлекательные игры. А начать я хочу с чтения стихотворения Ю. Тувима. Я вам его прочитаю, а название для него вы придумаете сами. Когда я буду делать паузу, вы будите мне подсказывать. Хорошо?
Дети: да!
Воспитатель: тогда слушайте (во время чтения воспитатель вместо названия овощей показывает картинки):
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла:
Капусту, (показываем картинки)
Картошку,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
Вот … спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле?
Картошка? (показываем картинки)
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, (показываем картинки)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох!
Воспитатель: Так какое же название вы бы дали этому стихотворению?
Дети: «овощи», «разговор овощей», «спор овощей»
Воспитатель: Вот и наше сегодняшнее занятие будет посвящено овощам.
А где же нам найти овощи? Да, можно отправиться за ними в магазин, на рынок, на дачу, в деревню.
2. Практическая часть
Воспитатель: Я предлагаю съездить нам с вами в деревню к моей знакомой бабушке Анне Ивановне. У нее большой огород, где растет много чего. А поедем мы с вами на автобусе. А пока мы едем, давайте сыграем в игру. (дети рассаживаются в импровизированный автобус (расставленные в ряд по 2 стульчики). Я вас буду спрашивать сколько у вас овощей. А вы мне будите отвечать, например: У меня в руках 1 огурец, у меня в руках 2 помидора, у меня в руках 5 огурцов и т. д.
А вот мы и приехали, и бабушка нас встречает.
Воспитатель показывает «бабушку- игрушку» из театра бибабо и разговор идет от лица куклы.
Бабушка: Здравствуйте, ребятки, зачем же вы ко мне приехали? За овощами? Что ж, тогда отгадайте мои загадки:
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла,
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда, вкусная?. (картошка)
Бабушка: А как вы поняли, что это картошка? По каким признакам определили?
Дети : она белая, круглая, рассыпчатая.
Бабушка: Вот вам следующая загадка:
Микробов он сбивает с ног.
Ну а зовут его (чеснок)
Правильно это чеснок, он защищает нас от микробов, помогает нам не заболеть.
А вот еще загадка:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли пол мешка. (капуста)
Что это такое? Правильно - капуста. А как вы догадались?
Ну и последняя загадка:
Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
И с этой загадкой вы у спешно справились, молодцы!
Воспитатель: бабушка Аня, а почему ты такая грустная, мы же отгадали все твои загадки?
Бабушка: я расстроилась, потому что забыла где у меня растут овощи,а где фрукты.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем бабушке! Вот вам 2 корзинки. Давайте в одну корзину положим овощи, а в другую фрукты (на ковре разложены муляжи овощей и фруктов). Дети собирают разложенные на ковре овощи и фрукты и сортируют их.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы положили в 1 корзину – правильно фрукты, а в другую – овощи. Молодцы!
Бабушка Аня: Спасибо, ребятки, вы мне помогли, а за это я вас угощу обедом! Садитесь за стол и разбирайте тарелки. В них суп. Скажите, а какой суп в ваших тарелках?
Воспитатель: Посмотрите ребята, у меня на тарелке картинка, на которой нарисована свекла, значит у меня суп свекольный. А у вас? Дети образуют прилагательные (суп из картофеля – картофельный суп; суп из гороха – гороховый суп; суп из лука – луковый суп; суп из овощей – овощной суп и т. д.)
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята! Вы молодцы! Вы все сделали правильно, вспомнили все овощи, помогли бабушке Ане. И теперь нам остается только отправляться обратно в детский сад. До свидания Бабушка Аня!