Алла Студеникина
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительная соль»
Вид деятельности : познавательно-исследовательская.
Форма деятельности : экспериментирование
Цель: Формирование представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
Программные задачи:
Образовательная : изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение;
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах соли;
научить использовать соль, как средство для творчества.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Развивающая : развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности;
развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику;
развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательная: воспитывать стремление к познанию;
cоблюдать культурно-гигиенические навыки при работе с солью;
воспитывать интерес к оздоровительным мероприятиям;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться, действовать в команде.
Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Материалы и оборудование: одноразовая посуда (тарелочки, стаканы, ложки, салфетки, соль, куриные яйца (по 2 шт. на каждого ребенка, веточка сосны, пищевой краситель, бутылка, мнемокарточки.
Мотивация детей к деятельности :
- Ребята! Вчера читала книгу и обратила внимание на такую фразу: «Соль - удивительное вещество природы».
-Как думаете, почему?)
-Ребята, что вы знаете о соли? (соленая, солят еду, консервируют, при респираторных заболеваниях промывают нос, полощут горло, посыпают в гололед улицы и т. д.)
Постановка детьми цели предстоящей деятельности
-А какими еще свойствами обладает соль)
-А что надо сделать, чтобы узнать, какими свойствами обладает вещество? (надо провести с ним опыты, исследования)
-А где проводятся опыты? (в лабораториях)
-Кто там работает? (ученые)
-Вы хотели бы провести исследования с веществом солью, чтобы узнать, какими еще свойствами она обладает? (да)
-Тогда пройдемте в нашу лабораторию.
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
-Ребята, прежде, чем приступить к нашим исследованиям, вспомним правила поведения при работе с веществом (не трогать глаза, не толкаться, сначала посмотреть, затем делать самому)
- Результаты наших исследований будем заносить в дневник наблюдений (после каждого опыта на демонстрационную доску прикрепляется мнемокарточка)
Опыт №1
Перед вами на столе стоят стаканы с солью и тарелочки. Возьмите ложки, зачерпните из стакана соль и насыпьте в тарелку.
- Какого цвета вещество? (Белого)
- Имеют ли соль запах? (Нет)
-Наберите еще соль и медленно пересыпьте в тарелку. Какая она? (Она сыпется, сыпучая)
-Возьмите в руки лупы и рассмотрите соль. Что вы видите? (соль состоит и мелких частичек- кристалликов)
-Надавите ложками на соль, что вы слышите? (хрустящие звуки)
-При надавливании кристаллы соли трутся друг о друга, поэтому мы слышим хруст.
-Наберите ложкой соль и насыпьте ее в стакан с водой, размешайте хорошенько. Что вы видите? (соль растворяется в воде)
Вывод: соль белая, не имеет запаха, сыпучая, состоит из мелких кристалликов, растворяется в воде.
В дневнике наблюдений результаты опыта отмечаются мнемокарточками.
Опыт №2
-Ребята, в моем стакане с водой, где растворена соль, находится веточка сосны. Теперь я ее достану. Что вы можете о ней сказать, какая она? (мокрая)
-Я положу веточку на батарею, чтобы она обсохла, а пока проведем другой опыт с солью
Опыт №3
-Уважаемые ученые, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?
(Нет, в речке вода не соленая, пресная)
-Верно. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Почему? (.)
-Хотите это проверить? (Да)
-Поможет нам в этом опыт с куриными яйцами.
Добавьте каждый в один свой стакан с водой несколько ложек соли и хорошенько размешайте. Возьмите одно яйцо и опустите его сначала в стакан с пресной водой, куда соль не добавляли. Что вы видите?
(Яйцо утонуло)
-А теперь опустите второе яйцо в стакан с водой, где соль есть. Что вы видите?
(Яйцо не тонет, плавает)
-Какой вывод мы сделаем?
(В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.)
-Соль в воде растворилась, но не исчезла, вода стала плотнее, поэтому яйцо не тонет, а держится на плаву.
Вывод: соленая вода плотнее пресной.
В дневнике наблюдений помечают результаты опыта
-Ребята, вернемся к нашему опыту с сосновой веточкой. Она уже высохла, и мы теперь ее рассмотрим.
-Какая она стала? (веточка покрылась белым налетом)
-Наша веточка была в соленой воде, на батарее она высохла, вода испарилась, а соль нет, осталась на веточке. Веточка покрыта кристалликами соли.
Вывод: При испарении соленой воды, соль не испаряется.
Опыт №4
-А вы знаете, что соль можно покрасить.
Сейчас мы с вами задекорируем эту бутылку.
Воспитатель предлагает добавить в соль пищевой краситель и тщательно перемешать ложкой соль для получения однородного цвета. Затем каждый ребенок в бутылку через воронку высыпает цветную соль. Получается нарядная декорированная бутылка.
Вывод: соль можно покрасить. Крашеную соль можно использовать для творчества.
Рефлексия
-Ребята, вы согласны с выражением: «Соль – удивительное вещество природы"?
-Почему вы согласны? (соль обладает множеством свойств)
-Какие свойства соли вы выявили, путем своих исследований?
(смотрят в дневник наблюдений, где отмечены результаты опытов:
Соль белая, не имеет запаха, сыпучая, состоит из кристаллов, в воде растворяется.
Соленая вода более плотная, чем пресная.
При испарении соленой воды, соль не испаряется.
Соль можно покрасить и использовать в творчестве).
-А какое свойство соли вам больше всего нравится?
-Какой опыт с солью больше всего вам запомнился?
-Были ли трудности у вас во время проведения исследований?
- Вы также о своих наблюдениях можете рассказать дома своим родным. И сделать своими руками такие красивые поделки.
Вы, ребята, молодцы, активно работали.