Ольга Сквознякова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграции: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: расширение и обогащение знаний детей о жизни леса зимой, об образе жизни и повадках лесных диких животных в зимний период.
Программное содержание:
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
«Познавательное развитие»- Расширение кругозора детей. Развивать интерес детей к жизни диких животных. Закреплять знания детей о правилах поведения в природе. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и обитателям леса, чувство доброты, сопричастности, сопереживания ко всему живому.
«Речевое развитие» - совершенствовать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли. Продолжать формировать у детей навык ответа полным предложением. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний детей о природном окружении. Формировать у детей умение понимать образность поэтической речи, выразительно читать стихи.
«Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу, учить распознавать эмоциональное переживание и состояние окружающих, посредством игровой деятельности формировать представления о явлениях в природе в зимний период.
«Художественно-эстетическое развитие» - формировать умение слушать музыку, чувствовать характер музыки, координировать движения с музыкой, развивать эмоциональные чувства при восприятии музыкальных произведений.
«Физическое развитие» - воспитывать у детей убежденность в том, что зимой надо одеваться тепло, дышать носом, активизировать работоспособность детей с помощью физических упражнений, снятие психоэмоционального напряжения средствами оздоровительных пауз.
Словарная работа: заячий, лисий, медвежий, беличий, лосиный, волчий, кормушка, грызет. мышкует,рыщет, кора деревьев.
Предварительная работа: Беседы о зиме, рассматривание иллюстраций, чтение и заучивание стихов о зиме. Русские народные сказки: " Лисичка - сестричка и серый волк", " Лиса и кувшин", " Лиса и журавль", «Зимовье зверей». Беседы о том, какие звери обитают в наших лесах, как они приспосабливаются к зиме. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и зимующих птиц; игры с игрушками, изображающими лесных животных. Чтение рассказов, сказок, стихов о диких животных; загадывание загадок. Обводка и штриховка диких животных. Лепка, рисование и аппликация зимних деревьев, лесных зверей. Наблюдение на прогулке за птицами и подкормка их. Дидактические игры: «Чей домик?», «Чьи следы?»,»Кто что ест?», «Кого не стало?», «Собери картинку», «Ассоциация». Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике». Опытно-экспериментальная деятельность : «Нужен ли растениям снег зимой?», «Зачем заяц и белка меняют цвет шубки?».
Оборудование и материалы: декорации зимнего леса; костюм Лешего, перчаточные куклы (лиса, мышь, ширма, игрушечный медведь, кормушка, семечки, хлебные крошки, морковь, капуста, орешки, рыба, яблоко, сыр, мед, мультимедийная доска для показа слайдов, презентация «Зима в лесу», запись музыки для физминутки «Зарядка зверей», запись “звук вьюги», снежные комочки, зефир ”
Ход занятия
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я сегодня получила телеграмму. Давайте посмотрим, кто же её прислал? (Открывает конверт, читает) :
«Дорогие ребята! В моём волшебном лесу очень много удивительных животных, растений. Мне одному никак за всем не углядеть. Приезжайте, помогите мне, пожалуйста! ЛЕШИЙ.»
Ну что, поможем Лешему? Тогда отправляемся в путешествие в волшебный лес.
ВОСПИТАТЕЛЬ: – Ребята, а какое сейчас время года? (Зима). А как вы думаете, хорошо зимой живётся в лесу животным? (Плохо, тяжело.)
- А почему тяжело? (Мало пищи.) - Да, ребята сейчас конец зимы и у многих животных заканчиваются запасы еды. Всем им становится трудно, поэтому я приготовила для них целую корзину гостинцев. Угадайте, что для кого?
Дети достают пищу для зверей, рассказывают, для кого она, кто чем питается.
Зимой, и в настоящем, и в сказочном лесу, очень холодно. Нужно, ребята, одеться потеплее: надеваем теплую одежду; теплые штанишки, валенки, теплую куртку, шапку, варежки (дети имитируют движения последовательности надевания одежды).
А как же нам добраться до леса? Ведь кругом такие большие сугробы! Пешком мы провалимся! Что же нам надеть на ноги? (Лыжи). Надевайте лыжи. (чик-чик)
Какой звук издают скользящие по снегу лыжи? (с-с-с)
Взяли палки и поехали.
. Но сначала нужно сказать волшебные слова:
"По тропинке мы идем, В зимний лес скорей придем"
Дети под мелодию «Сказки зимнего леса» идут в лес.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, вот мы и оказались в зимнем лесу. Как хорошо зимой в лесу! И дышится легко морозным, свежим воздухом.
(Дыхательная гимнастика)
Сделаем глубокий вдох, расправим плечи.
Дети набирают полной грудью воздух через нос и выдыхают через рот, медленно, сильной струей.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Что в глуши твоей таится?
Что за звери, какая птица?
Все открой не утаи! Ты же видишь мы свои!
Слайдшоу «Зимний лес» под красивую мелодию.
Как красиво в зимнем лесу, как в сказке! Посмотрите, сколько снега вокруг, а как он блестит, сверкает разноцветными искрами на солнышке! Деревья нарядились в белый наряд, словно укутались теплым одеялом. Кустов почти совсем не видно, их засыпал снег.
Кто хочет прочитать стихотворение о зиме?
(Дети читают стихотворение «Мастерица зима» (И. Мазнин.)
Зима спешит, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Зимний лес стоит печальный?
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит,
: Почему в лесу так тихо? Не слышно пения птиц, журчания ручья, жужжания насекомых?
ДЕТИ: Птицы улетели на юг. А те, что остались, их совсем мало. Они перебираются ближе к человеческому жилью, там теплее и сытнее.
Насекомые спрятались под кору деревьев и под опавшими листьями деревьев от холода. Лесной ручей замерз. Звери укрылись от мороза и холодов в норах, белки – в дуплах.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Птицы в лесу тоже есть. Давайте повесим свою кормушку для них.
А что можно услышать в зимнем лесу? Д. (Дети фантазируют с закрытыми глазами)
Стук дятла, хруст ветки, услышать эхо. Упал снег с ветки. Треск деревьев в мороз. ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а я слышу какой-то звук! Вон и струйка пара поднимается.
Кто же здесь в глуши лесной громко так храпит зимой? (Медведь).
А как называется его дом? (Берлога).
Давайте оставим ему подарочек. Проснется он весной и очень обрадуется!
(оставляют баночку меда)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы слышите, кто-то к нам идёт.
ЛЕШИЙ (воспитатель в костюме) : Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы пришли. хотите стать моими помощниками?
ДЕТИ: Хотим!
ЛЕШИЙ: Проходите, садитесь вот на эти скамеечки, которые я для вас изготовил, так как давно жду вас в гости. Только сначала я проверю, хорошо ли вы знаете лес.
. Ребята, а как нужно вести себя в лесу? Что нельзя делать в лесу? (В лесу нельзя ломать ветки, мусорить, разводить костры, шуметь).–
Почему нельзя в лесу шуметь? (чтоб не испугать зверей, птиц).
. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться –
(дети отвечают предложениями).
- Правильно, умницы, вы знаете правила поведения в лесу. Какие животные в лесу живут? (Ответы детей предложениями).
- А как таких животных называют? (дикие, лесные животные).
А знаете ли вы, кто из лесных зверей зимой меняет цвет шубки? (заяц и белка).
А для чего? (чтобы быть незаметными зимой)
ЛЕШИЙ. Молодцы, ребята Вижу вы много знаете о жизни леса
ВОСПИТАТЕЛЬ: А еще мы принесли угощение для лесных зверюшек.
ЛЕШИЙ. Вот спасибо!. Побегу скорей гостинцы раздавать!. (Убегает.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Убежал… Слышите, кто-то крадется? (На ширме появляется кукла-лиса.)
ЛИСА: Здравствуйте, дети! Меня к вам Леший послал. Боится, как бы вы не замерзли.
Давайте сделаем зарядку, но не простую, а «звериную».
(проводит физкультминутку) :
ЛИСА: Молодцы. Зверей лесных хорошо изобразили. Особенно меня, красавицу. Ой, слышу, мышка под снегом бежит. Пойду, поймаю! (Убегает.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Убежала. Когда лиса охотится на мышей, говорят: лиса мышкует.
(На ширме появляется кукла-мышь.)
МЫШЬ: : Здравствуйте, дети! Еле я от лисы убежала! Пока бежала, столько следов разных на снегу видела, а чьи они, не знаю! Каких следов мне нужно бояться. А вы, ребята, умеете различать следы?
Дидактическая игра «Чей след?»
Заяц – заячий
Что ест зайка зимой? (Зайка зимой грызет кору деревьев, молодые веточки деревьев)
Лиса – лисий
Как называется дом у лисы?. (нора).
Чем питается лиса? (Зайцами, мышками, птицами.) Лапы у лисы зимой обрастают густой шерстью. Лиса зимой ходит как — будто в валенках. Лапки у неё не мёрзнут даже в сильный мороз.
Волк – волчий
Как называется дом у волка?. (логово).
Белка — беличий
Как называется дом у белки?. (дупло).
Мышка — мышиный
Лось — лосиный
медведь-- медвежий
МЫШЬ: Вот спасибо вам, дети! Теперь буду знать, от каких следов мне нужно держаться подальше.
(Убегает. Появляется Леший).
ЛЕШИЙ: Животные получили гостинцы, они очень вам благодарны за заботу о них. От их имени я вам передаю большое спасибо за угощение. Я очень рад за вас, дети, что вы такие чуткие, добрые, заботливые, много знаете о жизни леса и правилах поведения в лесу! Значит, из вас выйдут отличные помощники.
А сейчас я хочу поиграть с вами в снежки.
(Проводится игра «Снежки» под музыку).
ЛЕШИЙ: А теперь соберем снежные комочки в корзиночку и увидите, что будет.
(колдует)
"Снежки снежные
Превратитесь в снежки
Сладкие и нежные".
(появляется зефир).
ЛЕШИЙ: Это вам от меня угощение. А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Слышите, кажется, вьюга начинается! Сейчас я превращу вас в легкие снежинки, и вы по ветру быстро долетите до детского сада. (Прощается с детьми, колдует.)
Дети, кружась под музыку, «возвращаются в детский сад».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Кого встретили? Что делали? Сегодня вы все были молодцы! Не забывайте, что вы теперь помощники и друзья леса. А сейчас пойдем в группу пробовать угощение Лешего.