Ирина Калинина
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логогруппе по обучению грамоте «Звук и буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №57 «Почемучка»
Управления образования Администрации
городского округа Мытищи
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«ЗВУК И БУКВА Щ»
Подготовила и провела :
Учитель-логопед
МБДОУ ЦРР – детский сад №57 «Почемучка»
Калинина Ирина Михайловна
Высшая квалификационная категория
Вид занятия: групповое.
Возраст: 6-7 лет.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логогруппе по обучению грамоте „Звук и буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Тема: Звук и буква Щ
Приоритетная образовательная область : Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
ЦЕЛЬ: развитие личности ребенка путем коррекции речи, закрепление правильного произношения звука [щ].
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные : закрепить правильное произношение звука Щ, развивать навыки словообразования, продолжать учить детей производить звукобуквенный анализ слов, познакомить с буквой Щ.
Коррекционно-развивающие: продолжать развивать слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух, развивать артикуляционную и общую моторику, развивать навыки письма и чтения, развивать навыки словообразования.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, любознательность, творческую активность, умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки, индивидуальные зеркала, фишки для составления звукового анализа, кассы букв, тетради, ручки, буквари.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
1. Оргмомент: чтение слов по карточкам.
2. Знакомство с темой:
Выделение звука Щ из скороговорки :
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
3. Логопед объясняет и показывает артикуляцию звука Щ (губки в легкой улыбке, зубки сближены, широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель, по середине языка идет теплая, плавная, длинная струя теплого воздуха, горлышко «молчит». Дети, глядя в зеркала, произносят вслед за логопедом звук Щ.
Характеристика звука Щ : согласный, всегда мягкий, глухой. Обозначение – зеленый квадрат.
4. Дидактическое упражнение «Хлопните в ладошки, если услышите звук Щ» :
щ, п, к, щ, ща, пы, щу, ащ, ощ, уп, щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ.
5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Ща-ащ, що-ощ, щу-ущ, щи-ищ.
Ащ-ща, ощ-що, ущ-щу, ищ-щи.
6. Повтор за логопедом цепочки слоговых рядов :
Ща-ще-щу-щи, щи-щу-ще-ща
Ащ-ощ-ущ-ищ, ищ-ащ-ущ-ощ.
7. Отбор картинок, в названии которых есть звук [щ].
8. Развитие навыков словообразования. Дидактическое упражнение «Кто это?»
Играет на барабане – барабанщик, танцует на сцене – танцовщик, упаковывает товары – упаковщик, работает на кране – крановщик, убирает помещение – уборщик, регулирует уличное движение – регулировщик.
9. Придумать слова со звуком Щ по заданию : звук Щ стоит в начале слова, в конце и в середине.
10. Дидактическое упражнение «Измени слово» : заменить первый звук в слове на звук Щ, какие слова получились? Составление с каждой парой слов предложений:
Кепка-щепка, мука-щука, кит-щит, река-щека, венок-щенок, полка-щелка.
11. Физминутка. Развитие общей моторики.
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!
Щука плавает кругами.
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?
12. Выделение слов со звуком Щ из рассказа «В роще».
Весной в рощу прилетают щеглы. Шумно хлопочут в роще красногрудые щеглы. Слышно, как трещат сучья и веточки. Это щеглы ищут материал для жилища. Построив жилище, щеглы выводят птенцов. Щеглята не умеют летать. Они сидят на ветке и пищат. А родители-щеглы носят им пищу. Они ищут корм щеглятам в роще и на полях.
13. Заучивание чистоговорок и скороговорок:
Ща-ща-ща — ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу — я тебя ищу.
Ще-ще-ще — я в плаще.
Щи-щи-щи — мы ели щи.
Ащ-ащ-ащ — у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ — у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ — вьется плющ.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
14. Знакомство с буквой Щ.
1) На расческу Щ похожа
Три зубца всего! Ну что же? (Е. Тарлапан).
Рассматривание буквы, определение количества элементов.
2) Игры с буквой :
Узнавание правильно написанной буквы Щ
Выкладывание буквы Щ из счетных палочек
3) Отыскивание буквы Щ щ в кассах.
4) Звукобуквенный анализ слова.
Загадка: Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (щука).
5) Пальчиковая гимнастика:
Щука хищная, зубастая, Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки. Для лещей, плотвы опасная. «Щука» щелкает «зубами»-пальцами. Ищет, чем бы поживиться? Две ладони сложить «лодочкой», руками Кто-то там в воде резвится. совершать движения, напоминающие движения рыб в воде.
Чей-то рядом хвост мелькает. Помахать кистями рук, как хвостом. Хвать! Туг щука не зевает! «Пасть» щуки захлопывается. Но попалась на крючок. Указательным пальцем изобразить «крючок». Тащит щуку рыбачок. Перебирать руками воображаемую леску.
6) Печатание буквы Щ щ в тетрадях
7) Печатание слов и предложений:
15. Чтение логопедического букваря Е. М. Косиновой хором и индивидуально.
16. Подведение итогов.
- С каким звуком и буквой мы познакомились? Дайте характеристику.