Немцева Анна Николаевна
«Растворимость веществ в воде. Окрашивание воды». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Растворимость веществ в воде. Окрашивание воды». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Цель: развитие познавательных способностей у детей в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
• помочь детям выявить свойства воды: вода может иметь разную температуру нагревания, а также растворять некоторые вещества;
• наглядно показать, что вода прозрачная, не имеет запаха, но может приобрести цвет и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и
запах;
• помочь детям выявить зависимость скорости растворения вещества от температуры воды.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес;
• развивать речь, логическое мышление.
Воспитательные:
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
• воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: песочные часы, картинки «Для чего нужна вода».
Раздаточный материал: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, клеёнка, стакан с водой, чайная ложка, пипетка, соломинка для коктейля, речной песок, сахарный песок, пищевой краситель, мука, масло подсолнечное, вата, марля.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла к вам в детский садик, шел дождик. Дождь очень просил меня взять его с собой, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Но я не смогла взять его с собой. Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Пусть он посмотрит на вас в окно. А вы ребята проходите и садитесь на стульчики. А чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня с вами говорить, я вам загадаю загадку:
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место. (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Для чего нам нужна вода? (Ответы детей)
Воспитатель: Где мы её можем увидеть? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Вода – это жидкость. Для чего нужна вода? (Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут. Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут. Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды).
Воспитатель: Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины поднимают воду вёдрами. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда получается родник. Вода есть и на небе. Ребята, а где вода на небе? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Вода может и звучать по-разному. Послушайте звуки воды.
Звучит фонограмма: море, дождь, водопад.
Физкультминутка
Очень всем нужна вода,
Делай раз и делай два (Правая рука на пояс, левая рука на пояс)
Звери у ручья напились (Наклон вперед)
Влево вправо наклонились (Наклон влево, наклон вправо)
Вместе на носочки встали (Встали на носочки)
Тучку лапками достали (Руками тянемся вверх)
Дружно хлопнули в ладоши (Хлопаем в ладоши)
До чего же день хороший! (Хлопаем в ладоши справа, слева)
Дождик вдруг полил с утра (Разводим руки, смотрим наверх)
За работу нам пора. (Указательным пальцем показываем, что нам пора)
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию. Проходите за столы. Мы будем делать опыты с водой.
Есть ли запах у воды? (Нет)
Воспитатель:А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Тем вода приметна,
Что совсем…(Бесцветна).
Воспитатель: А какие ещё свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлых занятиях? (Ответы детей)
Дети вспоминают о том, что у воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают, имеет вес.
Воспитатель: Перед тем, как начать работу, ребята, давайте вспомним с вами правила работы: можно ли пробовать вещества на вкус? (Ответы детей).
Воспитатель: Можно ли нюхать? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы дома чай пьёте? (Ответы детей).
Воспитатель: А как мама вам его делает? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, берёт кружку с водой, кладёт заварку, сахарный песок, всё перемешивает и сладкий чай готов, можно пить. Кусочек сахара исчез.
Воспитатель: Куда он делся? (Ответы детей). Воспитатель: Вода - растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете, какие? (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода. Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой, помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной. Давайте попробуем растворить другой песок. Возьмите ложку и положите песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось? (Ответы детей). Дети обращают внимание на то, что вода стала мутная и грязная. Воспитатель: Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно, песок в воде не растворяется. А давайте попробуем эту грязную воду очистить с помощью фильтра. Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после очищения, а потом её всё равно надо фильтровать. Возьмите вату, положите её на стакан и потихоньку перелейте воду с песком в стакан. Что получилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде. Вот у вас на столе лежит пакетик с красителем. Давайте положим чуть-чуть красителя в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Вода приняла цвет краски. Добавили желтый краситель и вода стала желтого цвета. Значит, краска растворилась и покрасила воду. Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится. Возьмите фильтр (вату или марлю) и эту воду, которую вы покрасили, пропустите через фильтр и посмотрите, что у вас стало? (Ответы детей)
Дети замечают, что вата стала желтого цвета.
Воспитатель: Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краситель растворился в воде. В маленьком стаканчике какая - то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте. Это подсолнечное масло. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите каплю масла и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом? (Ответы детей) Дети делают вывод, что масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.
Воспитатель: Теперь мы его попробуем отфильтровать.
Выполняют опыт с фильтром повторно.
Что же у нас получилось? (Ответы детей) Дети вместе с воспитателем подводят итог. Масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной. Вода хорошо отфильтровалась, следы масла хорошо видны на фильтре.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за белый порошок лежит у вас? (Ответы детей)
Воспитатель: Потрогайте его. Это мука, давайте растворим её. Хорошо помешайте ложкой, подождите. Вода в стакане стала мутной. Мука растворилась в воде. Теперь попробуем очистить воду. Перельём воду через фильтр в другой стакан. Что мы видим? (Ответы детей) Воспитатель: Да, вода стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре. Только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь отверстия фильтра и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.
Дети вспоминают эксперименты и подводят итоги данных опытов.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: О чём мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие вещества растворяются в воде, а какие нет? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними растворить соль в воде. Ведь мама солит воду, когда варит суп, картошку. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится… Вы сегодня хорошо поработали, всем спасибо!