ЖАННА ЧЕКАНОВА
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Чеканова Жанна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Ежи»
Образовательные области : речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие, познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности : музыка, литература.
Форма образовательной деятельности : НОД
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Составление рассказа по картине „Ежи“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: развивать связную речь детей
Задачи:
Образовательные :
1. Способствовать развитию умения связно и последовательно составлять описательный рассказ по картине, используя имеющиеся знания.
2. Закреплять умение описывать внешний вид ежей, давать им характеристику.
3. Расширять знания детей о жизни ежа в лесу, чем он питается.
2. Уточнять и обогащать словарный запас детей (активизировать в речи глаголы и прилагательные, упражнять в построении фраз.
3. Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием.
Развивающие:
1. Развивать связную речь детей; умение подбирать признаки и действия к предмету.
2. Развивать умение оценивать рассказы детей, аргументируя свой выбор.
3. Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.
4. Развивать внимание, память.
5. Активизировать познавательную активность, творческое воображение детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
2. Воспитывать желание работать в коллективе.
3. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей.
Методы:
1. Словесные: вопросы (прямые, наводящие); беседа; коллективный рассказ; речевой образец; художественное слово; оценка ответов детей; указания.
2. Наглядные: демонстрация картины.
3. Игровые: введение персонажа, введение в игровую ситуацию, отгадывание загадки.
Оборудование: картина «Ежи», мягкая игрушка - ежик, аудиозапись «Звуки леса».
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин, составление описательных рассказов, разучивание стихотворения В. Осеевой «Ежинка», дидактическая игра «Угадай по описанию», чтение познавательной литературы о ежах.
1. Вводная часть
-Ребята, к нам в группу сегодня пришел необычный гость. Вы узнаете кто это, если отгадаете загадку.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной
- Правильно, это ежик. (Воспитатель демонстрирует детям игрушку).
2. Основной часть
Посмотрите на него. Потрогайте. Какой он? (дети высказывают свои предположения)
- Почему его называют недотрогой? (дети высказывают свои предположения)
- Расскажите, какая семья у ежика. К нам пришел папа - еж, мама - … (ежиха, детеныш – ежонок).
- Посмотрите на нашего гостя. Чем покрыта его спинка?
- Какая у него мордочка? (дети высказывают свои предположения). У ежей очень хороший нюх.
- Какие глазки у ежика?
- Ребята, а вы знаете, что когда ежик разозлится, он ворчит.
- Скажите, что ежики любят есть? (Дети высказывают свои предположения)
- Где живут ежи? (Дети высказывают свои предположения)
- Давайте с вами совершим небольшое путешествие. Закройте глазки. Послушайте. (Музыка леса) Как вы думаете, где мы с вами оказались?
- Да, ребята, мы попали в чудесный лес. Пойдемте, посмотрим на ежей, которые как раз сейчас вышли на лесную полянку.
Демонстрация картины
Воспитатель задает вопросы по картине. Дети высказывают свои предположения
- Посмотрите на картину. Кто изображен на ней? (Дети высказывают свои предположения)
- Какое время года изображено на картине?
- Почему вы так думаете?
- Посмотрите на маму ежиху. Какая она?
- Что она делает?
- Рассмотрите ежат. Какие они? (дети высказывают свои предположения)
- Что они делают?
- Как можно назвать эту картину?
- Молодцы! Вы все правильно рассмотрели и сказали. Сейчас давайте немного отдохнем, сходим на полянку.
Физминутка
Ходит ежик по полянке, ищет он грибы – опятки (ходьба на месте, повороты головы)
Глазки щурил, открывал, грибок не увидал. (прищуривать и открывать глаза)
Вверх смотрел он, вниз глядел, (посмотреть вверх, вниз,
Сам тихонечко пыхтел. (пых-пых-пых)
Смотрел влево, смотрел вправо, (неподвижно, посмотреть влево - вправо)
Вдруг увидел гриб на славу! (открыть и закрыть глаза)
Оглянулся он еще через левое плечо,
Через правое плечо
Еж затопал по тропинке и грибок унес на спинке.
- Ребята, садитесь на свои места. Давайте порадуем нашего сегодняшнего гостя, составим для него рассказ о лесных жителях – ежах.
- Подумайте, что происходило с ежихой и ежатами до того, как они пришли на полянку? (Дети предлагают свои варианты начала рассказа)
Воспитатель выслушивает возможные варианты, вместе с детьми решает, как начать рассказ.
Например. Жили-были. (ежиха и ежата). Они пошли однажды. (гулять) и пришли на (лесную полянку). Ежиха увидела. (улитку и стала смотреть на нее). Два маленьких (колючих ежонка увидели червячка, смотрят на него и никак не могут его поделить). Третий ежонок притаился (смотрит на них). А самый маленький ежонок (увидел большого жука, испугался и свернулся клубочком).
- Как можно закончить рассказ? (Дети предлагают варианты концовки)
- Как по-другому можно закончить? (Дети вместе с воспитателем выбирают концовку рассказа)
Воспитатель даёт образец полного рассказа.
Воспитатель предлагает детям самим составить рассказ по картине.
- Ребята, слушайте внимательно, в конце скажите, чей рассказ вам понравился больше.
Заслушиваются несколько вариантов рассказов.
- Молодцы, ребята! У всех получились замечательные рассказы. Сейчас послушайте стихотворение В. Осеевой «Ежинка». (Стихотворение рассказывают два ребенка наизусть)
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучке Ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листом,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит перепуган до слез:
- Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзинке унес!
Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Еж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал.
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал!
Стемнело… И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка Еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли.
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
-Дорогу домой ты найдешь?
- Найдет! – закричал из канавки
Взволнованным голосом Еж.
- Понравилось вам стихотворение?
- Почему нельзя забирать ежиков домой? (Дети высказывают свои предположения)
- И еще, ребята, самое главное у нас в жизни – это наша семья. Нужно любить, беречь и заботиться о своих близких, как, например, дедушка Еж.
- Сейчас нам с вами тоже пора к себе домой. Давайте снова закроим глазки и окажемся в нашей группе.
3. Заключительная часть
- Ребята, где же мы с вами сегодня были? Что мы там видели?
- Понравились вам рассказы, которые мы составляли про ежей? Чей рассказ вам понравился больше всего?
- Что еще вам запомнилось в нашем путешествии?
- Ребята, мы с вами молодцы: и рассказы про ежей придумали, и порадовали нашего гостя. Теперь пойдемте немного поиграем с ним, а потом проводим его домой.