Олеся Горбунова
Конспект НОД «Сказка о художнике и весенних птицах» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области Доминирующая: «Художественное творчество». Интегрированные: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка».
Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, музыки. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Сказка о художнике и весенних птицах“ в средней группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
1. Образовательные:- Познакомить детей с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели».- Учить активно и творчески применять усвоенные способы изодеятельности. - Учить детей рассматривать и сравнивать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы. - Закрепить умение выбирать изобразительный материал. - Расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, картинах А. Саврасова, развивать художественное восприятие произведений. - Развивать мелкую и крупную моторику рук в процессе создания песочных картин. - Развивать творческое воображение.
2. Сопутствующие:- Закрепить умения отвечать на вопросы полными предложениями. - Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. - Совершенствовать умение подбирать слова – определения к существительным. - Закрепить знания детей о времени года «Весна».- Слушая музыкальные произведения о временах года развивать творческие способности детей.
3. Воспитательные:- Воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. - Приобщать к наследию русских художников.
Материал:- Репродукции картин А. Саврасова «Грачи прилетели», «Ранняя весна», «Оттепель» и другие. - ИКТ и презентация «Сказка о художнике и весенних птицах» - Музыкальное сопровождение: «Утро» Э. Грига, «Интермеццо из оперы «Сельская честь» П. Позолини, «Времена года. Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского, «Грезы любви» Ф. Листа, «Славянский танец» А. Дворжака, «Концерт для скрипки с оркестром» (отрывок) Ф. Мендельсона.
Материал: бумага, акварельные и гуашевые краски, тонкие и толстые кисти, стаканы для воды, салфетки, восковые мелки, пастель, цветные и простые карандаши, ластик, фломастеры, ящики с песком для рисования, смайлики для оценки детских работ, мольберт.
Активизация словаря: пейзаж, художник – пейзажист, оттепель, проталины, ранняя, поздняя весна.
Предварительная работа:
1. Чтение литературных произведений: рассказа Г. А. Скребицкого "Грачи прилетели", стихов о временах года: «Подснежник» П. Соловьева, «Бушует талая вода…» А. Майкова, «Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною» А. Плещеева, «Ярче солнце светит, В воздухе тепло.» И. Сурикова, «Смотри, как роща зеленеет» Ф. Тютчева.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников : «Подснежники» А. Грицай, «Весна. Большая вода» И. Левитана, «Март» И. Левитана, «Весна» С. Виноградова, «Мартовское солнце» К. Юон, «Голубая весна» Башкеева, «Мартовский снег» И. Грабаря.
3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы», «Весна» А. Вивальди, «Жаворонок» М. Глинки, «Симфония воды» А. Дворжака, «Весна» Д. Шостаковича, «Душа» Д. Шостаковича «Божественная» Вагнера, «Весна» Г. Свиридова.
4. Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
5. Рисование времен года, рисование на песке.
Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент: под музыку дети входят в зал, рассматривают выставку картин.
Воспитатель: Дует теплый, нежный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, никнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за время, кто узнает?
(Весна)-Правильно, весна.
- Назовите мне весенние месяцы
.- Какие приметы весны вы знаете? (ответы детей)
Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете?
Давайте проверим…
(проводится игра)
Зима ушла, а весна…пришла. Зима холодная, а весна…теплая. Зимой день короткий, а весной…длинный. Зимой сугробы высокие, а весной…низкие. Молодцы!
(воспитатель предлагает сесть детям на стулья)- Сейчас я хочу рассказать вам свою любимую «Сказку про художника и весенних птиц». Предлагаю вам присесть на стулья и послушать. (Воспитатель рассказывает сказку и показывает детям картины на экране)
Сказка
«Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Больше всего Саврасов любил природу рисовать. Такие картины называются «пейзажами», а Саврасов был художником-пейзажистом.
Вот наступил весенний месяц март. Все уже заждались солнышка и тепла, а их все нет и нет. И пошел художник Саврасов в лес, за город, посмотреть, где же весна задержалась. Идет по дороге, по сторонам поглядывает. Грязный мокрый снег под ногами хлюпает, земля в проталинах черная, безжизненная. Небо серое, неприветливое, вот-вот пойдет сыпать снегом или дождем. Деревья стоят голые, все какие-то кривые, будто от ветра скрючились. Дома вдоль дороги стоят - все маленькие, неказистые, соломенные крыши набок съехали.
Остановился Саврасов… Ноги уже совсем промокли, ветер все сильнее да холоднее…. не годится такой вид для картины.
Хотелось ему такую картину нарисовать, чтобы не было краше той картины про его любимую Родину. Да вот никак не получалось. Оглянулся вокруг себя Саврасов. Тоска! Стоит художник, задумался.
Очнулся он от громкого птичьего крика. Поднял голову, улыбнулся. А-а-а, да это грачи прилетели. Решил Саврасов подобраться поближе. Вдруг художник видит : прямо на него сверху летит что-то, в воздухе сверкает. Еле успел руку протянуть - и вот лежит у него на ладони какое-то толстое тяжелое стеклышко. Поднёс Саврасов стёклышко к глазам, глянул в него и все сразу стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести! Березки стоят тоненькие, юные, купают ноги в весенних лужицах.
И вдруг самый старый грач подлетел к Саврасову да и. заговорил человеческим голосом:
- Мил-человек, отдай нам наше стеклышко! Оно нам помогает дорогу домой найти. Без нашего стёклышка мы обязательно заблудимся.
Сжал Саврасов стёклышко в кулаке, к груди его крепко прижал.
- Простите меня, птицы весенние! Знаю я на что нужно вам чудесное стеклышко. Только не могу я его сейчас вам отдать. Мне-то оно, выходит, еще нужнее, чем вам. С ним я и сам свою Родину сумею как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник.
Подумал немного старый грач, и ответил:
- Ладно, художник. Храни его до осени, а уж осенью отдашь его обратно. Обрадовался Саврасов.
- Спасибо тебе грач. Я вам его обязательно верну. Да еще за то, что вы так помогли мне, я вас на картине своей нарисую. Ну, до сентября! Встретимся на этом же месте.
Взмахнули крыльями грачи и улетели.
А Саврасов побежал домой, взял кисти и краски и начал работать. Написал он картину, каких не было раньше в России. И сначала стеклышко Саврасову ох, как помогало! А потом глядит он - что с ним, что без него - все теперь одинаково. Вот так-то!
А как наступил сентябрь; да стали деревья золотыми, отдал Саврасов стеклышко старому грачу, пожелал весенним птицам счастливого пути и счастливого возвращения домой, на Родину».
Вот такая история произошла с Саврасовым. Воспитатель:- Как вы думаете, о какой картине я вам рассказала?
- Какой период весны изобразил художник?
- Где побывал художник, чтобы написать эту картину?
- Как художник передал в картине пробуждение природы?
- Каких красок больше?
- Как бы вы назвали эту картину? (варианты детей)
Эта картина А. Саврасова называется «Грачи прилетели» - Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину! (Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях). Воспитатель: А давайте и мы с вами отправимся в лес. (Дети слушают пение птиц)
Физминутка
Как-то ранней весной (машем руками)
На опушке лесной
Появилась стая птиц (руки через стороны вверх)
Не скворцов и не синиц, (грозим пальцем)
А большие грачи. (развести руки в стороны)
Все расселись по берёзкам (прыжки, руки на поясе)
Прыг – скок, прыг – скок.
Гнёзда вьют и все поют.
Воспитатель:- Ребята, у меня тоже есть волшебные стёкла. Посмотрите через них. - Если бы вы были художниками, какую картину о весне вы бы написали?- Какие бы краски использовали для этого? Посмотрите на наши столы. Там лежат разные изобразительные материалы.
Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к столам и создать свой художественный шедевр о весне. Художественная деятельность. Воспитатель побуждает детей к самостоятельному выбору изобразительных материалов и композиции. По окончанию работы детям раздаются смайлики и предлагается самостоятельно оценить свою работу. Картины детей выставляются в нашей «галереи».