Татьяна Пряхина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Кто главный в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представление детей о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга.
Задачи:
- Рассказать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные.
- Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе, подкармливает животных зимой, спасает их от беды.
- Дать знания о том, что животные леса по виду корма делятся на травоядных, хищников и всеядных.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии „Кто главный в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: Просмотр презентации «Защитники леса», рассматривание альбома «Животные нашего леса», открытки о животных; чтение рассказа «Цепочки в лесу».
Ход деятельности:
Воспитатель: - Ребята, каждый из нас бывал в лесу. Как прекрасен лес летом, когда отовсюду доносится птичье пение, в густом травяном покрове созревают ягоды, а среди мха – поднимаются грибы. Или весной, когда на деревьях и кустарниках появляются зеленые листочки, а на подсохших участках лесной почвы расцветают первые цветы. Или зимой, когда вы, может быть, катались на лыжах, а лес был прекрасен, как ледяной терем. Или же осенью, когда деревья наряжаются в золотисто – красные плащи. Словом, лес хорош в любое врем года!
Лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Но жизнь их полна трудностей. А как связаны лес и человек? Нужны ли они друг другу? Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком в нем? (Лесник.)
Ребята посмотрите на фотографии животных, растений и семян, орехов, веточек, шишек, грибов. Картины «Подкормка диких животных зимой», «Дед Мазай и зайцы», «Лесник спасает зайцев». Давайте вспомним рассказ «Цепочки в лесу» и выстроим на доске цепочку пищевых зависимостей.
- дети выстраивают пищевую цепочку.
- Давайте проверим, правильно вы выложили пищевую цепочку?
Ответы детей: (Хищники, растительноядные, всеядные).
- чем питаются хищники?
Ответы детей.
- чем питаются растительноядные?
Ответы детей.
- чем питаются всеядные?
Ответы детей.
- подберите каждому животному картинку, чем он питается.
(дети выполняют задание)
- А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если убрать из цепочки какое–нибудь звено».
- дети высказывают свои предположения.
- Молодцы ребята
- Ребята за всеми лесами присматривают специальные люди – лесники. Они охраняют обитателей леса и помогают им в трудное время. Главная задача лесников – уберечь лес от пожаров, охранять животных от браконьеров.
Давайте расскажемм, как лесники помогают лесным обитателям.
Показ слайдов.
- Расскажите, что делают лесники? (ответы детей)
- Зачем они привезли в лес сено? (ответы детей)
- Что лежит около кормушки? (ответы детей)
- Кому нужны ветки деревьев? (ответы детей)
- В какое время года разливаются реки?
- Кто в лодке у лесника? (ответы детей)
- Куда лесник везет зайцев? (ответы детей)
- Что будет с зайцами, если лесник их не спасет? (ответы детей)
- Что сделает лесник с зайцами? (ответы детей)
Молодцы ребята мне очень понравились ваши ответы!
А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка «Дикие животные»
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок повскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.
- Дети вы теперь знаете, что лес это большой дом, в котором живет много разных лесных жильцов. Все они нужны друг другу.
Главные в лесу – это деревья и другие растения: они дают пищу и жилье многим животным.
Лесники, которые работают в лесхозах, заботятся о лесе: берегут от пожара, помогают животным в трудное время – зимой подкармливают, в половодье спасают.
— Вы, дети, и мы, взрослые, можем как-то помочь лесникам? (Дети высказывают свои суждения по данному вопросу.)
Они просят нас не забывать правила поведения в лесу, предлагает выбрать нужное правило.
2. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
3. В лесу можно поиграть : листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь – здесь много зелени, и еще вырастет!
4. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное – это никому не помешает!
5. Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
6. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
7. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
(Предложить карточки, изображающие разное поведение в лесу. Дети отбирают нужные.)
Воспитатель: - Я предлагаю вам сделать подарки нашим лесникам.
На столах лежат пластилин, стеки, салфетки и доски.
Какие замечательные животные у вас получились. Молодцы.
- А сейчас мы сфотографируем наши работы и отправим в лес.