Оксана Нефёдова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами обучения грамоте «Юные помощники»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 208»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию с элементами обучения грамоте
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами обучения грамоте „Юные помощники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
на тему: «Юные помощники»
(Готовим «Озорную семейку» к полету в космос)
для детей подготовительной к школе группы
Автор конспекта :
воспитатель Нефёдова О. Г.
Краснодар, 2018
Цель. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи.
Закреплять умения моделировать рассказ, определять количество и последовательность слов в предложении;
Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Активизировать словарь детей по теме «Космос»
Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
Демонстрационный материал - презентация, рисунок «Озорной семейки», видеозапись, картинки на тему космос для игры «Пойми меня».
Раздаточный материал - карточки с мнемотаблицей, картинки на тему «Космос», квадраты зеленого, синего, красного цвета, карточки со словами, карточки со схемой для упражнения «Собери предложения.»
Методы и приемы:
наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);
словесные (рассуждение, рассказывание);
практические (игровые).
Ход занятия
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное и интересное утро. Нас с вами ждут великие дела. Но вот беда, я совсем забыла какое сегодня число?
Примерные ответы детей: 13.
-Следовательно, вчера было 12. А какой праздник отмечала вся страна?
Примерные ответы детей: День космонавтики.
-А как звали первого космонавта?
Примерные ответы детей: Юрий Гагарин.
- А каким должен быть человек, полетевший в космос?
Примерные ответы детей: Смелым, храбрым, здоровым, отважным, добрым, умным, выносливым.
- А что такое космос?
Примерные ответы детей:Бесконечное пространство.
-Кто еще кроме человека летал в космос?
Примерные ответы детей:Обезьяны, крысы, собаки.
- К нам обратились за помощью. Давайте сядем за столы, чтобы увидеть видеообращение. (Слайд + видео с мультфильмом «Озорная семейка»)
-Дина, Рекс и Бублик мечтают полететь в космос как их мама. Но для этого нужно попасть на космодром. А вы знаете что это такое?
Примерные ответы детей: Там запускают ракеты в космос.
-Космодром - место откуда стартует космический корабль, космический аппарат или спутник. А как по другому называется космический корабль?
Примерные ответы детей: Ракета.
-Дорога к космодрому далека. А на чем можно туда доехать?
Примерные ответы детей: На автобусе.
- Правильно. На автобусе. Повторяем за мной.
За-за-за – закрывайте-ка глаза,
Же-же-же – мы в автобусе уже,
Ра-ра-ра - пристягнитесь, детвора,
Ом-ом-ом - скоро будет космодром,
за-за-за – открывайте-ка глаза,
ра-ра-ра – поработать нам пора.
- А ведь, чтобы побывать в космосе нужно владеть определёнными знаниями, чтобы пообщаться с жителями других планет. Мы общаемся с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли. Ребята, а из чего же состоят предложения?
Примерные ответы детей: Из слов.
- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении?
Ракета взлетает. (2)
Виден хвост кометы. (3)
Спутник облетел вокруг Земли. (4)
- Чтобы наши друзья узнали о космосе, давайте составим для них рассказ по мнемотаблице. (слайд)
-Послушайте, что у нас получилось. А кто повторит составленный нами рассказ?
Два-три ребёнка повторяют рассказ.
- Молодцы!
- Составляя предложения, Дина, Рекс и Бублик часто допускают ошибки. Помогите им их исправить.
Игровое упражнение. «Исправь ошибку».
1. Взлетает большой ракета.
2. Светит далекое звезда.
3. Пролетает яркий комета.
4. Близкие планета вращается по орбите.
Примерные ответы детей: 1- большая, 2- далекая, 3-яркая, 4- планеты.
- Мы с вами уже долго едем. Надо сделать остановку, чтобы отдохнуть.
Физкультминутка «Космос»
- Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Постоим мы на носках,
Постоим на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Мы шагаем дружно -
Разминаться всем нам нужно.
- Продолжим помогать нашим друзьям.
- На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Примерные ответы детей: На гласные и согласные.
-Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Примерные ответы детей:Гласные звуки можно петь, а согласные – нет.
- Какие бывают согласные звуки?
Примерные ответы детей: Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные, непарные.
-У вас есть карточки, на которых зашифрованы слова и цветные квадраты. А почему квадраты разного цвета? Что обозначает цвет?
Примерные ответы детей: Звуки. Гласные, согласные, мягкие, твердые.
- Посмотрите на картинку, проговорите слово про себя, возьмите квадраты нужного цвета и выложите слово.
(карточки - ракета, земля, звезда, планеты)
(Выборочно) -Назовите первую букву. Какой это звук? Чем второй звук отличается от первого?
- Теперь наши друзья умеют считать слова в предложении и различать звуки. Но, нам ещё нужно их научить делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Я буду называть вам планеты, а вы считать в них слоги.
Меркурий
Марс
Юпитер
Сатурн
Уран
Венера
Нептун
Плутон
- А теперь давайте поиграем в игру «Пойми меня». Я возьму картинку, но вам не покажу, что на ней изображено. Затем опишу предмет, а вы должны его отгадать и назвать.
Например: луноход – транспортное средство для передвижения по поверхости Луны.
- А теперь я приглашаю сюда одного из вас.
Выходит ребёнок, берёт картинку и описывает предмет, не называя его. Остальные дети по описанию должны отгадать.
Слова для игр: 1- спутник, 2- космонавт, 3- космическая еда, 4- ракета.
Примерные описания детей:
1. Это то, что передает нам сигнал из космоса
2. Тот, кто отправляется в космический полет
3. То, чем питается космонавт в космосе
4. Транспорт, на котором можно полететь в космос
-Игра «Докончи предложение».
Ребята, перед вами следующее задание. Я буду вам читать начало предложения, а вы внимательно слушаете и продолжаете его.
1. Мы- земляне, потому что. (живем на планете Земля)
2. Ученые придумали телескопы, для того чтобы. (смотреть на звезды и планеты)
3. Звезды нам кажутся очень маленькими, потому что. (находятся далеко от Земли)
- Молодцы. А сейчас я прочитаю вам предложения, а вы скажите какой схеме соответствует предложение. (Анализ предложения.) (слайд)
Метеорит летит на землю. (1)
Вселенная полна тайн и загадок. (2)
Космонавт вернулся на землю. (1)
В космосе много звезд. (нет схемы)
-Что обозначаем третьей фигурой в первой схеме?
Примерные ответы детей: Предлог.
- Почему первое слово обозначается такой фигурой?
Примерные ответы детей:Оно пишется всегда с большой буквы.
- А теперь составьте схему следующего предложения :
Стартуют в космос корабли.
Примерные ответы детей:
- Молодцы, ребята! Мы помогли «Озорной семейке» и теперь она может совершить полет в космос. Пожелаем им доброго пути! Произведем обратный отсчет! 10,9,8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск! (Слайд)
- (слайд) Ребята, это послание от наших друзей. Давайте его прочитаем - «Спасибо за помощь!»
- А вам понравилось помогать «Озорной семейке»?
Примерные ответы детей: Да.
- Кому понравилось наше сегодняшнее путешествие, хлопните в ладоши два раза.
- Смотрите, у нас самый настоящий звездный дождь. Давайте еще раз поаплодируем друг другу за хорошую работу и помощь нашим друзьям.
- Я тоже благодарю вас за работу. Молодцы! И вручаю вам раскраски, которые для вас оставила «Озорная семейка».
Приложение – презентация, аудиозапись оркеста Поля Мориа, мульфильм «Озорная семейка»
Литература:
1. Н. Нищева. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС.
2. Мнемотаблица - https://kokarevala.narod.ru
3. Аудиозапись оркестра Поля Мориа https://poiskm.co
4. Отрывок из мульфильма «Озорная семейка» https://www.youtube.com
5. «Физминутки о космосе» https://doshkolnik.net