Анжела Щигорец
Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-моральному воспитанию «По дороге добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.
Задачи:
Образовательные :
-учить детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях;
-закрепить стремление совершать хорошие поступки.
- формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать познавательную активность.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-моральному воспитанию „По дороге добра“» размещена в разделах
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Воспитательные :
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Интеграция образовательных областей : познавательное, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое, речевое развитие.
Методы и приё мы:
Наглядные: иллюстративный материал.
Словесные: чтение и обсуждение сказки «Сладость для сердца», беседа, творческое задание.
Формы работы:
Игровая.
Предварительная работа.
Чтение детям сказок, обсуждение мультфильмов, беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе.
Оборудование и атрибуты:
- ватман, с изображением полянки, солнышка и тучек;
- ребенок – Ёж;
- пенёк;
- детские песни;
- книга;
- конверт с письмом;
- угощения для детей – корзинка с яблоками;
- свёрток с печатью (послание от волшебника);
- заготовки бумаги с контуром цветов по количеству детей, клей, кисточки, салфетки, подкладные клеёнки, ножницы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вводная часть (приветствие (в кругу)
Встанем мы в кружочек дружно (шагают на месте)
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!» (повернуться к соседу)
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй, правая рука! (вытянуть правую руку вперед)
Здравствуй, левая рука! (вытянуть левую руку вперед)
Здравствуй, друг, здравствуй, друг! (пожать руку соседу справа – слева)
Здравствуй, весь наш дружный круг! (вытянуть руки вперед)
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня.
2. Основная часть.
Воспитатель : Ребята, сегодня я утром пришла в группу и увидела сундук. Без вас я его открывать не стала, подумала о том, что и вам интересно будет. Что же в нем? Давайте вместе посмотрим.
Дети: Послание (свёрток с печатью).
Воспитатель : От кого же оно, как вы думаете? (рассмотреть).
Дети: Это послание от волшебника. (развернуть свёрток)
Удивлённо да здесь ничего нет.
Воспитатель : Дети, посмотрите, в сундуке есть гуашь и кисти. Как вы думаете, для чего волшебник нам передал гуашь и кисти?
Дети: Может быть надо раскрасить ватман?
Воспитатель : Давайте раскрасим.
(Затонировать ватман розовой гуашью, проявляются сердца, которые были заранее нарисованы воском (свечёй)
Воспитатель : Дети, вы внимательно посмотрели, в сундуке может еще есть подсказка.
Дети: Есть письмо.
Здравствуйте, ребята группы «Сказка», пишет вам добрый волшебник, я очень надеюсь, что вы верите в чудеса, когда вы отгадаете загадку, вы поймёте, какое чудо вас ждёт.
Это качество, в сердце у многих живёт,
И о боли других позабыть не даёт.
И оно важнее, чем лиц красота.
Догадались, что это? Сердец (доброта).
Воспитатель : Сердце, доброта, что же этим хочет сказать волшебник?
Где находится добро? (Добро находится внутри нас, в сердце).
Дети: Сегодня на занятии мы будем говорить о доброте. Мы должны кому то помочь, совершить доброе дело.
Воспитатель : Я с вами соглашусь, вы готовы совершать добрые дела?
Дети: Да
Воспитатель : Тогда в путь…
Звучит музыка («Дорогою добра»). Пройти через препятствия.
(Увидели ёжика, поздоровались. Ежик плачет)
Дети: Ёжик, почему ты плачешь, кто тебя обидел?. (На мольберте прикреплён большой лист ватмана, с полянкой и солнышком закрытым тучками).
Ё жик: Сегодня я вышел гулять на любимую полянку, а солнышко закрыли тучки и поэтому мне грустно.
Воспитатель : Ребята, а как мы можем помочь ежу?
Ответы детей.
Ё жик: Я просил солнышко, чтобы оно выглянуло, а тучки только посмеялись надо мной и сказали выполнить задания, тогда мы выпустим солнышко. Ребята, помогите пожалуйста выполнить задания.
Задание 1.
Игра «Закончи предложение».
Воспитатель. Злая колдунья стёрла со страниц книги все добрые слова, надо помочь вернуть их обратно. Я буду читать, а вы должны - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро - утром, при встрече говорить. (“Доброе утро!")
Зазеленеет старый пень, когда услышит:. (“Добрый день!")
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:. (“Здравствуйте!")
Растает ледяная глыба, от слова доброго. (“Спасибо!")
Когда бранят за шалости, мы говорим:. (“Прости, пожалуйста!")
Всем вам с большой любовью, желаю… (Крепкого здоровья.)
Если словом или делом вам помог кто-либо, не стесняйтесь громко, смело
говорить… (спасибо)
Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас - будьте мудры,
вежливым словом просьбу начните: будьте … (добры)
Если просишь что - нибудь, то сначала не забудь разомкнуть свои уста
и сказать … (пожалуйста)
Ё жик: Спасибо ребята, вы сделали доброе дело. (Обратить внимание детей, что 1 тучка исчезла).
Задание 2
Открыть конверт.
Воспитатель. Ребята, в конверте книжка - малышка. Вам интересно узнать, что же там написано? (Ответы детей).
Тогда слушайте …
Сказка «Сладость для сердца»
В детском саду подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, остались одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну мама. Обняла дочку и вдруг хруст какой-то услышала.
- Что это у тебя хрустит, доченька?
- Да это обёртки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.
- А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.
- Ой, а я опять забыла оставить, - ответила Инна.
На следующий день мама пришла из магазина…
Воспитатель : Дети, придумайте окончание сказки.
(Дети придумывают и рассказывают окончание сказки)
Воспитатель : Дети послушайте окончание сказки, который написал автор.
Инна в коридоре радостно встречает маму и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама вкусненького для неё купила.
Заглянула Инна с нетерпением в пакет, а там хлеб, молоко и одни обёртки от шоколадных конфет.
- А где конфеты? – удивилась Инна.
- Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, всё по дороге домой съела.
Хотела обидеться Инна на маму. Да вдруг вспомнила, что она вчера точно так же поступила.
Обсуждение прочитанного.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, маму, огорчил ли поступок Инны. Почему? (Потому, что Инна не подумала о маме).
Что своим поступком хотела мама показать дочке? (Мама хотела показать, как себя чувствует человек, когда о нём не думают, не заботятся о нём).
Как вы думаете, ребята, Инна поняла, что не правильно поступила по отношению к маме? (Да, Инна поняла, поэтому она на маму даже не обиделась).
Воспитатель : Ребята, вы молодцы, правильно рассуждали о поступках Инны и её мамы. Ребята ко всем людям надо относиться по-доброму, любить и заботиться.
Есть такое правило хороших отношений «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Ребята, вы запомнили это правило, давайте повторим.
Ёжик плачет
Воспитатель : Ёжик, почему ты плачешь, ведь исчезли уже две тучки.
Ё жик: Я тоже никогда не оставляю маме конфетку, съедаю все сам. Теперь я понял, что плохо поступал.
Воспитатель : Молодец, что понял. Мы с ребятами думаем, что ты научился тому, что надо заботиться о близких.
Ситуация 2
Расскажу вам одну историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!
«В детском саду дружат два мальчика Петя и Сережа. Но вот однажды, Петя нечаянно сломал Сережину машину.
– Кто сломал мою машину? – расплакался Сережа.
– Не знаю, – сказала Петя. – Наверное, это Леша.
– Зачем ты сломал мою машину? – спросила Сережа у Леши.
– Я не ломал. Это сделал Петя, я видел.
– Не может быть! – воскликнул Сережа – Петя мой друг, он не мог сломать мою машину.
Воспитатель : Правду ли Сереже ответил Петя? Почему Петя не сказал правду Сереже? Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Друзья должны быть честными друг с другом)
Ситуация 3
Девочки захотели рисовать на земле палочками, они пошли и сломали себе палочки с куста сирени. Правильно ли поступили девочки?
Почему? Дворник чисто убрал, площадку и палочек на земле нет, как поступить в этой ситуации?
(Исчезла ещё одна тучка).
Ребята, давайте развеселим ёжика и пригласим его на танец.
Физкультминутка.
Звучит песня Барбарики «Что такое доброта». Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.
Воспитатель : Молодцы ребята, вы подарили друг другу хорошее настроение. Вы сделали хороший поступок.
(Исчезла ещё одна тучка).
Творческое задание «Доброе дело».
Воспитатель : Какое же доброе дело? (Тайно в секрете от ёжика, говорю детям, а давайте сделаем доброе дело для ёжика, мы украсим его поляну, чтобы не только засияло солнышко, но пусть на полянке появятся яркие цветочки, пройдите за столы, а я вам объясню, что надо сделать).
(Работа за столами).
Перед вами – шаблоны цветов, их надо аккуратно вырезать по контуру. Когда цветочки будут все готовы, вы все подойдёте к полянке и приклейте каждый свой цветочек.
Дети выполняют работу.
Предложить приложить цветочек к сердечку, наполнить своей добротой, а потом прикрепить на полянку, и при этом рассказать о сделанном добром поступке или о том, что собираешься сделать для других.
В результате «рождается» украшенная цветами поляна. (Исчезла последняя тучка)
Засверкало солнышко.
Ё жик: Ребята, спасибо вам за то, что помогли выполнить задания. Тучки отпустили солнышко и моя любимая полянка стала еще красивей, на ней столько много ромашек и я хочу сделать доброе дело для вас. Я угощу вас яблоками. Будьте здоровы.
3. Рефлексия.
Вы запомнили правило хороших отношений, давайте его вспомним. «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»