Ольга Дятчина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по художественному творчеству
«Народная игрушка – конь».
Цель: слепить из пластилина, по образцу-показу воспитателя с опорой на схему-план, народную игрушку –коня.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю возникновения русской народной игрушки.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству „Народная игрушка — конь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- пополнять знания о народных промыслах.
- продолжать обучать выполнять работу по схеме-плану и образцу-показу.
2. Развивающие:
-способствовать развитию внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти, мелкой моторики, наблюдательности.
4. Воспитательные:
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев и уважение к работам народных мастеров;
- способствовать воспитанию эстетического вкуса, усидчивости, аккуратности, .
Интеграция образовательных областей:
1 Социально –коммуникативное развитие
2 Познавательное развитие
3 Речевое развитие
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций народных игрушек.
- Знакомство с матрёшкой и с секретом, который она таит в себе.
Оборудование: иллюстрации с изображением народных игрушек, тряпичные куклы, игрушки-свистульки из глины и дерева, пластилин, дощечки, стеки, ёмкость с водой.
Ход образовательной деятельности
Педагог.
Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди (показ иллюстрации).
Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке
(показ иллюстрации).
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней. Затем наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь. (показ иллюстрации) Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол (демонстрация тряпичных кукол). Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.
Были и куклы -"пеленашки". Кукла такая легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков.
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной
местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Рассматривание игрушек-свистулек изготовленных из глины и дерева.
Практическая работа.
Педагог.
- Сегодня мы будем лепить народную игрушку – коня из пластилина.
- Дети, давайте представим себя народными умельцами.
Демонстрация образца и определение деталей составляющих поделку.
- Фигурку коня лепят по частям. Разделим кусок пластилина на две части:
1 большая, вторая – поменьше.
2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.
3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы по обоим сторонам, раздвинуть их слегка и пальцами придать форму передних и задних ног животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Прикрепляем деталь шеи с головой к туловищу и тщательно заглаживаем место соединения.
5. Ушки делаем приёмом прищипывания.
6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост. Заглаживаем поверхность игрушки смоченными в воде руками.
Попутно рассматривается схема и демонстрируется показом поэтапного изготовления.
Далее дети работают самостоятельно. При необходимости педагог осуществляет индивидуальную помощь.
Анализ детских работ:
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с работой.
В конце проводятся выставка детских работ и обсуждение, выделяются наиболее удавшиеся работы.