Ирина Царева
Конспект занятия по обучению грамоте «Предложение» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема: «Предложение».
Цель: Познакомить детей с понятием «предложение»;
Задачи.
- Учить выделять предложения из потока речи, делить предложение на слова.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Предложение“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Познакомить с правилами выделения границ предложения через условные обозначения.
- Учить составлять предложения из слов, данных в иной последовательности.
- Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята! С помощью чего люди общаются друг с другом? (Дети дают разные ответы).
Воспитатель: Достаточно ли одного слова, чтобы выразить свои мысли?
Дети: Нет.
Воспитатель: Люди передают друг другу сообщения при помощи речи. Чтобы Наша речь была понятна, слова должны быть связаны между собой. Послушайте, что я сказала: «варить мама вкусный обед». Вам понятно, какую мысль я хотела выразить этими словами, т. е., что я хотела сказать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я сказала отдельные слова, несвязанные между собой. Попробуем сказать их: «Мама варит вкусный обед». Что вы узнали из моего сообщения? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот такие слова, связанные по смыслу и выражающие законченную мысль, называются «Предложение».
Как вы уже знаете, наша речь состоит из предложений. Начало предложения всегда пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся отдельно. В конце предложения ставится точка.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, нужно, чтобы слова подружились. Давайте попробуем составить предложение из двух слов по картинкам. Чертится схема.
- Девочка качается.
- Мальчик бежит.
- Девочка прыгает.
- Мальчик рисует.
Беседа по картинкам.
Воспитатель: Скажите, что делает девочка?
Дети: Девочка качается.
Воспитатель: Вы сказали два слова: первое - «девочка», второе - «качается». У вас получилось предложение, в котором говорится о том, что делает девочка. Это предложение можно «записать» с помощью условных обозначений: первое слово в предложении всегда обозначается прямоугольником с черточкой слева (это значит, что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы). Второе слово в предложении мы также обозначим прямо - угольником, но уже без черточки, и поставим его на расстоянии от первого (слова в предложении произносятся раздельно). В конце предложения поставим точку (воспитатель выкладывает или зарисовывает схему на доске). У нас получилась схема предложения, состоящая из двух слов. По этой схеме можно составить много предложений. Придумайте предложения про остальных детей (анализ каждого, выделение первого и второго слова).
Воспитатель:Пришло время передохнуть и размяться.
Физминутка.
«Делаем зарядку».
Один, два, три, четыре - руки шире!
Один, два, три, четыре, пять - быстренько присядь!
Раз, два, три - еще разок!
Теперь встанем на носок.
Выполняется стоя. Под слова воспитателя, «один, два, три, четыре» разводят руки в стороны; под слова «один, два, три, четыре, пять» приседают несколько раз; под слова «теперь встанем на носок» дети приподнимаются, затем тихо садятся за столы.
Воспитатель: Размялись. А теперь поработаем в тетради.
Придумайте как можно больше предложений по этой картинке (Дети придумывают, воспитатель по следам анализа зарисовывает их схемы на доске).
Воспитатель: Вы придумали много предложений. Каждое предложение выражало ваши мысли, т. е. то, о чем выдумали, глядя на картинку. (Ответы детей).
Воспитатель: Я открою вам маленький секрет, о котором знают не все дети, мысли ваши невидимы, а слова, которые мы с вами произносим это словно одежда для наших мыслей. «Одевшись» в слова они становятся видны и понятны всем.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем составить предложение из трёх слов по сюжетным картинкам.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно картинку.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Девочка.
Воспитатель: Что она делает?
Дети: Читает.
Воспитатель: Составим предложение.
Дети: Девочка читает.
Воспитатель: Сколько слов в нашем предложении?
Дети: Два.
Воспитатель: Назовите первое слово кто?
Дети: Девочка
Воспитатель: Слово живой предмет. Назовите второе слово: девочка что делает?
Воспитатель: Читает
Воспитатель: Второе слово, слово - действие.
Воспитатель: Что читает девочка?
Дети: Книгу.
Воспитатель: Девочка читает книгу.
Воспитатель: Какое слово прибавилось в предложении?
Дети: Книга.
Воспитатель: Сколько стало слов в предложении?
Дети: Три.
Воспитатель: Давайте составим схему нашего предложения.
Далее выставляется следующая картинки. Работа проводится аналогично.
Упражнение: «Собери предложение из слов».
Воспитатель: А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.
Пример: Мячик, Таня, ловить, большой. – Таня ловит большой мячик.
Воспитатель: Свитер, мама, связать, красивый.
Дети: Мама связала красивый свитер.
Воспитатель: Рыба, рыбаки, поймать, крупная.
Дети: Рыбаки поймали крупную рыбу.
Воспитатель: Книжка, Катя, читать, интересная.
Дети: Катя читает интересную книжку.
Воспитатель: Стрекоза, Рита, увидеть, большая.
Дети: Рита увидела большую стрекозу.
Воспитатель: Булка, Вова, купить, вкусная.
Дети: Вова купил вкусную булку.
Воспитатель: Дерево, буря, сломала, старое.
Дети: Буря сломала старое дерево.
Воспитатель: Молодцы! Наше занятие подходит к концу.
Итог.
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо занимались.
- Что нового узнали?
- Что больше всего вам понравилось?
Воспитатель: Всем спасибо за внимательность и активность на занятии.
Занятие окончено.