Светлана Бузанова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема"Зимующие птицы"
Цель:
- Продолжать знакомить дошкольников с нормами христианской этики;
-уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, о том, как тяжело птицам зимой и чем мы можем им помочь;
-формировать представление о том, что птицы – наши меньшие друзья;
-учить делать кормушки;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать милосердие, сострадание, доброе отношение к природе, желание помогать птицам;
-совершенствовать грамматический строй речи, его словарный запас, развивать мышление.
Использованные материалы:
картинка «воробей», заготовки из картона
медальоны кормушек, корм для птиц (сало, семена подсолнечника, отруби, зёрна, хлеб, нитки, ножницы, мяч;, аудиозапись голосов птиц.
Список используемой литературы:
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3.- с. 56, 59, 66, 77, 78
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – с. 127-128
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. – с. 92
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, разучивание игры «Курочки летят»
Ключевые слова: друг, милосердие, творение, помощь, сострадание
Ход НОД:
Организационный момент:
Вводная беседа
Дети стоят в кругу с воспитателем
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Правильно. Мы знаем, что зимой на улице холодно. А ведь не все птицы улетели в тёплые края осенью. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие)
2. Чтение стихотворения «Воробей» (Хрестоматия №3, с. 59)
Я хочу прочитать вам стихотворение «Воробей». Посмотрите, как выглядит эта птица (показывает рисунок).
Беседа (дети сидят на стульчиках)
-Ребята, о ком это стихотворение (о воробье)
-Какой воробей в этом стихотворении? (маленький, замёрзший, голодный, чуть живой)
-В какую ситуацию попал воробей? (он замерзает, ему нечего есть)
-Как вы поняли, что ему тяжело? («Чуть живой. Не чирикает даже», замерзает, дрожит)
-Как вы понимаете последние строки? (Несмотря на то, что ему трудно, он не становится вредным)
-Часто птицы и животные ведут себя мудрее в сложных ситуациях. Человеку есть чему у них поучиться. Жалеет ли человек воробышков? (Да, бросает ему «зёрнышко бедное»)
- Ребята, что такое голод и холод для птицы? (смерть)
-А как бы ты поступил в такой ситуации? (ответы детей)
-Следует ли человеку приходить на помощь только людям или и животным, и растениям тоже? Почему человеку следует приходить на помощь не только людям, но и животным?
Мы должны быть милосердными к птицам, помогать им, ведь это живое, это творение Бога. Бог любит всех. И человек должен проявлять такую же любовь к окружающему миру.
- Как мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям? (построим кормушки, будем подсыпать корм)
4. Рассматривание иллюстраций (Хрестоматия, с. 60)
(Дети стоят вокруг воспитателя)
-Подойдите ко мне и посмотрите на эту иллюстрацию. Что изображено на рисунке? (На улице зима. Птицы возле кормушки. В ней насыпан корм для птиц)
(Хрестоматия, с. 66)
-А на этой иллюстрации целая стайка птичек собралась у кормушки. Птички клюют зёрнышки и, наверное, весело щебечут.
-Какое настроение создаёт эта картина (радостное)
5. Игра «Птички-невелички» (Дети, стоя, имитируют действия. Воспитатель с помощью картинки - воробья «пьёт и ест» из ладошек детей)
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки
На моей ладошке.
6. Рассказ воспитателя
Птицы –– наши меньшие друзья. Мы должны помочь птицам пережить зиму. Зимой корма для птиц мало, и если им не помочь, они могут погибнуть.
Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. (показывает образцы корма)Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы,, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. А кормить птиц лучше в их птичьей «столовой» - кормушке, повешенной, например, на ветку дерева. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени, птиц нужно подкармливать регулярно, ежедневно, а не время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
7. Игра «Курочки летят» (Хрестоматия №3, с. 78)
Давайте мы ненадолго сами превратимся в птичек и поиграем в народную игру «Курочки летят».
8. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой» (Хрестоматия, с. 77)
9. Беседа
-О чём это стихотворение, ребята?
-Да, надо заботиться о птицах, чтобы им было легче перенести холода.
-Что может произойти, если мы не поможем птицам? (они погибнут, и тогда нам придётся без их песен встречать весну)
10) Рассказы детям.
- Ребята, а как мы относимся к нашим меньшим друзьям?
Вот послушайте два рассказа и подумайте, в каком из них ребята поступили правильно.
«Разоренное гнездо»
Прилетела из далеких стран птичка жаворонок. Свила она себе гнездо, вывела птенцов и живет. И самой весело, что семья своя есть, и птенчикам при матери хорошо. Поставил мальчик сеть, поймал жаворонка и посадил в клетку. Тосковала в клетке по своей воле, по своим птенчикам.
Забыл мальчик поставить в клетку воды, и умерла птичка. Погибли в поле без матери и птенчики.
«Добрая девочка»
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробышкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетали на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
Обсуждаем-размышляем.
-Кто из этих ребят поступил хорошо?
-Какие горькие последствия наступили после бездумного поступка мальчика?
-Забота девочки в чем выразилась?
- А мы с вами можем поступать как девочка? Покормить птичек, сделать кормушки?
12) Угадайка «Выбор»
Я произнесу действия детей, если вы считаете, что это хорошо - хлопайте в ладоши, если плохо - топайте ногами.
-Разорять птичьи гнезда;
-Помогать и кормить птиц;
-Бить, бросать камнями в животных;
-Строить кормушки;
-Стрелять из рогатки в живых существ;
-Давить муравьев и других насекомых.
13) Психогимнастика «Птичка»
Дети, давайте представим, что с птенчиком случилась беда – он выпал из гнезда. Надо ему помочь. Давайте возьмем птенчика в ладошки, бережно, нежно. Посмотрите, какой он маленький, беспомощный. Он раскрывает свой клювик. Как будто просит вас о чем-то. Согреем его своим дыханием. А теперь прижмите его к сердцу, отдайте птенчику частицу своей души. Поднесите птенчика к уху. Послушайте, как радостно и весело бьется его сердечко. Это он говорит вам «Спасибо», за то, что вы его спасли. Давайте отпустим его и скажем «Счастливого тебе пути, птенчик».
12) Слушаем песню «Пропала собака». Слова А. Ламм, музыка В. Шаинский.
После песни обсуждаем:
- О чем поется в этой песне?
-Было бы вам тяжело, если пропал ваш маленький друг?
-Как мальчик описывает своего друга?
14. Творческая мастерская (за столами, звучит аудиозапись голосов птиц)
Давайте вместе сделаем кормушки для птиц. Для этого мы возьмём картонные медальоны и украсим их кормом для птиц,, привяжем верёвки. А, когда выйдем на прогулку, вынесем их, повесим и будем кормить
птиц.
Посмотрите, сколько кормушек у нас получилось. Мы точно сможем помочь нашим маленьким друзьям.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо Вам великое!»
11. Подведение итога (стоя на ковре)
-О чём мы говорили на занятии?
-Почему мы должны помогать птицам зимой?
-Какие качества должны быть в человеке? (Милосердие, сострадание, желание помочь)
Наше путешествие продолжится на прогулке. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему : «Перелетные и зимующие птицы» в старшей группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему : «Перелетные.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Деревья зимой"
Как зимуют звери, птицы, насекомые и люди мы уже знаем. А вот как зимуют деревья?.