Любовь Вымолова
Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности по теме : «Перелетные и зимующие птицы»
Цель: расширить представления детей о перелетных и зимующих птицах, закрепить знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
Задачи:
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности по теме „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
1. Образовательные : закрепить и расширить знания о перелетных и зимующих птицах, учить выделять характерные особенности птиц, учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц
2. Коррекционно-развивающие: способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
3. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать основы экологической культуры
Современные образовательные технологии :
• ИКТ (информационные компьютерные технологии)
• Аудиовизуализация (аудиозаписи звуков по теме)
• Здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика)
Методические приё мы:
Практические: дидактические игры, творческие задания, проблемные ситуации.
Наглядные: рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Словесные: рассказывание, чтение художественных произведений.
Материалы: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы», чучело птицы, мультимидийное оборудование для презентации по теме «Перелетные и зимующие птицы».
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке детского сада, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует”, чтение загадок, стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры. Раскраски по теме.
Ход
Воспитатель: Какое сейчас время года? Месяц? Ответы детей…
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? Ответы детей….
Воспитатель: Правильно! Осенью желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы. А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? Ответы детей….
Воспитатель: Молодцы. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края (почему? Потому, что птицам нечего есть). А весной снова прилетают. Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как они питаются не только насекомыми, но и другим кормом. Они питаются почками, семенами и плодами растений, отыскивают корм около жилья человека. Очень важно, заботиться и подкармливать зимующих птиц зимой.
Послушайте стихотворение «Кормушка» (Нищева Н. В.)
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зёрна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждёт в кормушке.
Назовите перелетных птиц? (Ласточка, чи
бис, иволга, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок)
Назовите зимующих? (синица, снегирь, воробей, голубь, дятел, чиж, щегол)
Воспитатель: посмотрите на доску, каждый выберите птицу, расскажите и опишите её
На доске картинки птиц. Дети выходят к доске, показывают названную птицу и описывают её. Воспитатель дополняет, помогает.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить.
Ласточка - небольшая птица у нее белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому ее называют острокрылая. И т. д.
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем. Игра «Отгадай и присядь» (Дети выходят и становятся в круг). Ребята, сейчас я буду называть и показывать перелетных и зимующих птиц, если вы услышите и увидите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы перелетные птицы и возвращаемся из теплых краев. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
Демонстрация чучела птицы, либо картинки.
После игры дети подходят к воспитателю. Воспитатель демонстрирует чучело птицы. Дети встают вокруг чучела птицы.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Покажите. (Туловище, голова, хвост, клюв). Ответы детей…
- Чем покрыто тело птицы? (Тело птицы покрыто перьями). Ответы детей…
Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине). Ответы детей…
Воспитатель: Правильно! А теперь приготовьте свои пальчики! Пальчиковая гимнастика «Стайка птиц» Загибаются пальцы обеих рук.
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам /руки за спину/
После пальчиковой гимнастики воспитатель предлагает собрать разрезные картинки «Составь целое из частей»
Воспитатель: Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.
Зрительная гимнастика. Воспитатель: Ребята, а сейчас мы сделаем зарядку для глаз, сядьте правильно и повторяйте за мной
Птичка польку танцевала, (3 раза - взгляд вверх, вниз)
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, хвост направо (3 раза - взгляд налево, направо)
Это полька Карабас.
Звучит аудиозапись - пение птиц.
Воспитатель: А теперь закрыли все глаза, слушаем музыку и выполняем упражнения:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Всё чудесно расслабляется…
-Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать…
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза
И встать.
-Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
Воспитатель предлагает выслушать следующее задание: дидактическая игра «Найди тень птицы»
Детям предлагаются карточки, на которых изображена птица, а внизу строчкой даны разнообразные тени птиц. Надо обвести нужную тень птицы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карточки, найдите и обведите тень изображённой птицы.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем! Игра «ПТИЦА – НЕ ПТИЦА» Я буду читать четверостишия, в которых прозвучат названия птиц. Если вдруг ошибусь, и назову другое слово (не название птицы, то вы хлопайте. Начинаем:
1
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
5 Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
И, даже ватрушки.
2 Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
6 Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
3
4 Прилетели птицы :
Голуби, куницы,
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.
Галки и моржи 7 Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель: Молодцы! А кто-нибудь знает, как улетают птицы в теплые края? Посмотрите на плакат.
Воспитатель рассказывает летают те или иные птицы. После предлагает подвести итоги.
Воспитатель: ребята присаживайтесь на свои места, мы сейчас подведем с вами итоги, что мы узнали о птицах (включает аудиозапись «Голоса птиц» и презентацию по теме : «Птицы») Слайды: «Строение птицы»; «Чем питаются птицы»; «Перелетные птицы и зимующие птицы»; «перелетные птицы» - «Ласточка», «Кукушка», «грач», «цапля», «журавль», «скворец», «чабис», «иволга», «трясогузка», «жаворонок»; «зимующие птицы» - «Воробей», «Синица», «Снегирь», «Голубь», «Клест», «Дятел», «Свиристель», «Чиж», «Щегол»; «Виды кормушек». На последнем слайде воспитатель призывает заботиться о птицах, рассказывает о пользе птиц для человека и природы, рассказывает о необходимости подкармливать зимующих птиц.
После окончания образовательной деятельности воспитатель предлагает детям подойти к окну и посмотреть вдаль, постараться увидеть птиц, живущих у нас.
Работа с родителями: дать задание сделать с ребенком кормушку для птиц.