Марина Семенова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах,
дать представление о том, какую роль играют для птицы перья.
2. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
Развивать умения делать выводы умозаключения.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитывать дружеские взаимопонимания между детьми, привычку заниматься сообща в группе.
4. Вызвать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление их беречь.
Формировать экологическую культуру.
5. Формировать потребность в двигательной активности.
Ход занятия
1 Вводная часть.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Прежде, чем нам отправиться в увлекательное путешествие, давайте вспомним, какое сейчас время года.
-Какие приметы зимы вы знаете?
Сегодня мы поговорим о птицах.
-Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
-А как мы с вами можем помочь птицам?
- Правильно. Смастерить кормушки.
2. «Птицы у кормушки».
Я предлагаю вам отгадать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).
Угадайте, что за птица
Света белого боится.
Клюв крючком,
Глаза пятачком,
Ушастая голова. Это (сова).
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? Такая всем морока,
Когда трещит (сорока).
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица).
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел).
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (снегирь).
- Молодцы! Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.
Птичек нужно покормить. Я хочу вам напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годится. Синичке можно предложить кусочек несоленого сала, воробьям хлебные крошки, крупу. Вороны всеядные птицы. Снегири любят семечки тыквы.
(Дети берут подходящие картинки и кладут в кормушку).
-Ребята, скажите, а чем могут полакомиться птицы на нашем участке?
3. Физминутка «Снегири».
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой они вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
4. Опыт. «Зачем птицам перья?».
- А что помогает птицам летать?
Давайте посмотрим, как крылья помогают птицам летать.
- У меня два листа бумаги. Один лист ровный, гладкий, а другой я сомну и превращу его в шарик.
- Как вы думаете, какой лист бумаги быстрее упадет на пол?
- Почему?
- Сейчас мы это проверим. (Практическая работа).
Вывод: Правильно, шарик упал быстрее, потому, что он тяжелый, как камень. Гладкий лист падал медленно, потому что он легкий, широкий, при падении опирается на воздух. Поэтому он может летать.
Даже маленькая птичка становится широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, потому что она опирается на воздух.
- На примере веера мы рассмотрим, как раскладываются у птицы крылья, когда она взлетает и садится.
На земле раскрытые крылья и хвост мешает птице передвигаться, поэтому, она их складывает.
5. Опыт. «Как устроено маховое перо».
(на столах лежат разного размера перья)
Рассмотрите и потрогайте перо. Какое оно?
- Посмотрите и скажите, перья у птиц все одинаковые или нет?
-Найдите самое большое перо. Это перо называется «маховое».
-Давайте его рассмотрим.
-Потрогайте перо и скажите, какое оно? (плотное, жесткое, большое).
Да, это перо самое большое, а интересно, оно легкое или тяжелое?
Положите перо в одну руку, а в другую камушек и сравните.
Да, перо очень легкое, почти не ощутимое. Теперь перо подбросьте вверх. Что вы наблюдаете? (падает медленно, кружась).
- Хотите узнать, почему перо такое легкое?
_ Отрежьте край пера. Что мы там увидели? Да, там пустота, воздух. Вот почему перо легкое. Когда птица машет крылом, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
6. Практическая работа.
(на столах лежат лупы)
Рассматривание пера через лупу.
Видите, на бороздках пера есть крючочки и выступы, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера.
- Ребята, еще раз скажите, как называется перо, которое мы рассматривали?
7. Для чего нужны пуховые перья.
Посмотрите, какие еще перья лежат на столе.
Да. Это пуховые перья. Они маленькие, пушистые, тоненькие, волоски между собой не сцеплены, а стержень тоненький.
- Наложите перья и сравните.
-Теперь проведите этими перьями по руке и скажите, какие они по ощущениям.
-Как вы думаете, для чего птицам нужны пуховые перья?
Вывод: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находится на голове, туловище, лапах и крыльях.
8. Экологический эксперимент.
- Ребята, нам нужно заботиться о птицах, кормить их. Но мы также должны знать, что птицам будет хорошо там, где чистый воздух, не мусорных химических свалок.
-Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем, что произойдет с оперением птицы, если она попадет в масляное пятно.
Эксперимент.
Разливаем «нефть» в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет) и бросаем туда перо. Посмотрите, перо стало тяжелое, перышки все слиплись.
Вывод: птица с таким оперением не сможет летать и погибнет.
9. Дидактическая игра «Собери целое и назови птицу. (по подгруппам)
Дети собирают разрезную картинку и называют птицу.
Снегирь. Синица. Дятел.
Показывают картинку и рассказывают о птице.
10. Итог.
-Вот и закончилось наше увлекательное путешествие.
-Что нового и интересного вы узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Вы довольны своей работой?