Ольга Барбатунова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
«Воздух-невидимка»
Подготовила:
воспитатель
I квалификационной категории
Барбатунова О. В.
КУРСК 2017
Цель: развивать познавательную и речевую активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- расширять знания детей о воздухе и его свойствах;
- дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
- расширять словарный запас детей;
- воспитывать интерес к познавательной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: фиксики(4) и воздушные шарики (4) на каждом столе, целлофановые пакеты, зубочистки, фонарь, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, емкость с водой, кораблики, ленточка, веер, листы бумаги, стаканчики с окрашенной водой, кисточки, духи, легкая ткань, пиктограммы, халаты. Шапочки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: - Дети к нам сегодня пришли гости, посмотреть, чем мы с вами занимаемся. Давайте пожелаем им «Доброе утро»
Вместе: - Доброе утро
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Дети, я бы сегодня хотела поговорить с вами, без чего не может обойтись человек?
Ответы детей
Воспитатель: А давайте попробуем закрыть нос и рот и не дышать. Получается? Почему?
Дети: Нет
Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод, без чего не может обойтись человек?
Дети: Без воздуха
Воспитатель: Сегодня предлагаю поговорить о воздухе и отправится в лабораторию к моему другу профессору Чудакову. Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое лаборатория
Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно повторить правила поведения:
сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ни чего не трогать и находиться мы должны в спецодежде, надеваем фартуки и головные уборы. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдём и в лаборатории попадём
Воспитатель: Вот мы и на месте. У профессора Чудакова есть помощники. Вы их всех знаете. Смотрите, мы попали к….
Дети: Папусу
Воспитатель: Давайте поздороваемся, и послушаем, что же интересное он нам расскажет
Голос фиксика с заданием: Ребята вы когда-нибудь видели воздух? Как можно показать, что воздух есть везде и какого он цвета?
Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Воспитатель: Что произошло с пакетами?
Дети: они надулись, похожи на подушку
Воспитатель: Что в них находится?
Дети: воздух
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?
Дети: мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какого цвета воздух? А что бы это проверить, я возьму фонарик и буду светить в пакет. Что вы там увидели?
Дети: Ничего
Вывод – воздух невидим
Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? (предположения детей)
Возьмем зубочистку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)
-Вот мы и открыли первый секрет воздуха : (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).
Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух есть и внутри человека?
А давайте это проверим
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки
Воспитатель: Почему появились пузырьки?
Дети: выходит воздух
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали второй секрет воздуха. Воздух есть везде и даже в человеке
Воспитатель: Дети вы так старались, молодцы. Фиксик дарит вам волшебный воздушный шарик!
Воспитатель: Ну а нам пришла отправляться к следующему помощнику профессора.
Симка: Я пока вас ждал, мне стало очень жарко, вы не могли бы на подуть и охладить меня.
Воспитатель: Ой, смотрите, когда вы дули, шарфик у Симки улетел. Почему?
Дети: Потому что появился ветерок
Воспитатель: В лаборатории Симки есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
Воспитатель: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
Воспитатель:А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Вот мы и узнали третий секрет: ветер – это движение воздуха.
Дети получают второй шарик от фиксика
Физминутка «Фиксики»
Воспитатель: Отправляемся к следующему помощнику лаборатории. И здесь нас ждет
Дети: Нолик
Воспитатель: Давайте послушаем, что же нам расскажет Нолик.
Нолик :
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
Опыт «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки».
Воспитатель: Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
- Ребята, пока мы с вами рисовали, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)
Воспитатель: Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)
- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?
Дети: Нет
Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха.
Предложить встать в круг и отвернуться, распылить.
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)
Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи?
Дети: цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т. д.
Дети получают третий шарик от фиксика
Воспитатель: Пришла пора отправляться к нашему последнему помощнику. Кто нас здесь ждет?
Дети: Мася
Воспитатель: Давайте его послушаем
Фиксик Мася: А вы заете, что с воздухом можно не только проводить опыты, но и играть. Я вам предлагаю игру «Парашют»
Игра с воздухом «Парашют»
Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
А еще парашют может превратится в невод, и тогда можно поиграть в игру «Рыбки»
Воспитатель: А теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку.
Вокруг себя обернемся,
немного пройдёмся
и в детский сад вернёмся.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были? О чём говорили?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: говорили о воздухе, о свойствах воздуха. Воздух какой?
Дети: (ответы детей)
Воспитетель: А кто помогал изучать нам воздух?
Дети: Фиксики
Воспитатель:
Воспитатель подводить детей к стенду с шариками, переворачивает их, а
там изображения со свойствами воздуха (пиктограммы)