Яна Капкайкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по формированию элементарно-математических представлений «В стране геометрических фигур»
Цель: обобщить знания полученные в течение года.
Задачи:
- образовательные:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе „В стране геометрических фигур“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
1. закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
2. продолжить работу по формированию умения соотносить форму изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном)
3. учить преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания, разрезания).
- развивающие: развивать восприятие, воображение, произвольное внимание, память, речь (говорить простыми предложениями).
- воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Демонстрационный материал: геометрические фигуры, магнитная доска, мяч, карточки с изображением предметов для счёта.
Раздаточный материал: числовые карточки, ножницы, трафареты с изображением геометрических фигур для вырезывания.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю отправиться в страну не в простую, а волшебную - геометрическую и в этой стране все состоит из фигур. Вход в эту страну заколдован для того чтобы расколдовать вход в волшебную страну нужно получить волшебный ключ. А для этого мы с вами отгадаем загадки. Готовы.
Дети: Готовы.
Воспитатель читает загадки:
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это …
Дети: квадрат
Воспитатель:
Нет углов у меня
и похож на блюдце я,
на медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня ….
Дети: Круг
Воспитатель:
Три моих стороны
могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите.
Дети: треугольник.
Воспитатель:
Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
Дети: прямоугольник.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь последняя загадка:
А братишка мой, Сережа,
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие.
Дети: фигуры.
Все загадки отгадали. Ваши ответы - ваш ключик.
Воспитатель: Ребята вы получили ключ. Мы с вами в стране геометрических фигур.
Упражнение «Геометрические дома»
Воспитатель:
Рассмотрите внимательно картинки, что на них изображено? (дома геометрической страны - фигуры).
Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура? (в первом домике живёт квадрат и т. д.) А как вы поняли, что в первом домике живёт квадрат (все стороны равны, а в третьем домике круг (у него нет углов, а в четвёртом домике живёт треугольник (имеется три угла).
Какой дом самый высокий (низкий?
Какой дом самый широкий (узкий?
А как вы ребята назовёте этот городок? (геометрический городок)
Посмотрите нас встречают жители страны геометрические фигуры и хотят с нами поиграть.
Игра «Число и цифра»
У каждого ребенка набор цифр от 1 до 5. Воспитатель показывает детям поочередно карточки с разными количеством предметов. Дети должны поднять карточки с соответствующей цифрой.
Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а в какое время суток мы путешествуем?
- а какое сейчас время года? (Весна) Назовите весенние месяцы (март, апрель и май – их не забывай).
Физминутка «Весёлые шары и кубики».
Воспитатель: возьмите на свой выбор шарик или кубик. Возьмите шар в левую руку. Переложите его в правую руку. Положите шар впереди себя. Положите шар позади себя. Поднимите шар вверх. Положите его с правой стороны от себя. Положите шар с левой стороны от себя. Молодцы! Отдохнули мы немножко. Геометрические фигуры вам еще приготовили задания. Продолжаем?
Дети: да
Игра «Чего не стало»
Воспитатель: На столе квадрат, треугольник, круг и прямоугольник. Посмотрите и запомните, кто за кем стоит. Закройте глаза (Воспитатель убирает геометрическую фигуру)
Воспитатель: Какой геометрической фигуры не стало?
Дети: Не стало треугольника. Наташа, как ты думаешь? Я, думаю, что не стало….
Воспитатель убирает квадрат и круг.
Воспитатель: Какой геометрической фигуры не стало?
Дети: Не стало квадрата и круга.
Воспитатель: молодцы. И с этим заданием справились. Геометрические фигуры вам еще одно задание приготовили.
Вырезание ножницами «Геометрические фигуры».
Воспитатель:
Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?
Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?
Как из круга сделать два полукруга?
Воспитатель: Жителям страны геометрических фигур очень понравилось, как вы с ними играли. Молодцы. Нам пора прощаться с треугольником, квадратом, прямоугольником и кругом. До свидания.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Вот мы опять в детском саду! Ребята скажите, вам понравилось путешествовать? А что больше всего понравилось? Что было трудно? Справились мы со всеми заданиями?
Дети: Да понравилось!
Анализ образовательной деятельности
ФИО воспитателя анализирующего образовательную деятельность:
Дата проведения:
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема недели: «Геометрические фигуры (закрепление)»
Соответствие программное содержания возрасту детей
В основе парциальной программы была использована программа Е. В. Колесниковой «математические ступеньки». Данная программа соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребёнка:
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- строится с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе к построению образовательного процесса.
Содержание Программы является составной частью образовательной области «Познавательное развитие» (ФГОС ДО).
Программа предусматривает следующие методы обучения: наглядный, словесный. Работа с книгой, практический.
Программа предусматривает развитие математических представлений с учётом принципа интеграции, взаимодействия областей, представленных в ФГОС, Наличие учебно-методического комплекта обеспечивает:
- сокращение времени на подготовку к занятиям;
- строгую последовательность всех шагов обучения;
- использование современных подходов к обучению;
- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка с взрослым;
- развитие математических способностей;
- условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности;
- рабочая тетрадь с диагностическими заданиями.
Профессиональная компетентность воспитателя
Воспитатель предварительно подготовилась к НОД: подобран демонстрационный материал. На первом организационном этапе заинтересовала детей игровым приёмом, была доброжелательна и приветлива в отношении к детям. В ходе образовательной деятельности своевременно проведена динамическая пауза, использованы разнообразные методы и приёмы образовательной деятельности: игровые приёмы, приёмы привлечения и сосредоточения внимания, активизации самостоятельного мышления. Воспитатель регулировала поведение детей в течение всей НОД. Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В ходе НОД были интегрированы моменты из образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье». В заключении НОД был подведён итог. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней для детей дошкольного возраста (ФЭМП 1 раз в неделю средний возраст 20-25 мин.).
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
По итогам проведенного учебного занятия можно сделать следующие выводы:
-дети успешно справились с заданием, получили ключ от города «геометрических фигур», тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
-проявили аккуратность при выполнении практической работы, дисциплинированность в ходе занятия.
Поставленные цель и задачи были выполнены, условием эффективности освоения данной темы является увлеченность воспитанников творческой деятельностью, которую они выбрали, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось.
Анализ занятия
1 Анализ целей и задачей: в занятии отражены все заявленные задачи, они соответствуют и методам, и приемам поставленных задач.
2. Анализ структуры и организации занятия:
продуманность выбора типа занятия, его структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Очень грамотно подобраны игры и физкультминутки.
3. Анализ содержания: полнота, достоверность, доступность информации.
4. Организация самостоятельной работы детей: на занятии все дети были активно задействованы.
5. Анализ методики проведения занятия: данное занятие является итоговым. Были использованы игровые приёмы, для лучшего усвоения и закрепления материала воспитатель интегрирует в область математики аппликацию, тем самым закрепляя и совершенствуя полученные на занятии знания и навыки.
6. Анализ работы и поведение детей на занятии: у детей был большой интерес, активность и работоспособность на разных этапах.
В занятии отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей, связь программных задач данного занятия с пройденным материалом на предыдущих занятиях, конкретность формулировки программного материала, итог занятия соответствует самой структуре комплексного занятия.
Можно было бы дополнить занятие дополнительной работой с родителями, например, сделать дома книжку малышку на тему: «Геометрические фигуры».