Галия Столбова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Откуда пришёл хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Ханты-Мансийск
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»
(МБДОУ «Детский сад №14 «Березка»)
Выполнила СтолбоваГ. Т
г. Ханты-Мансийск -2021.
Цель: Уточнить и закрепить представление детей о хлебе на Руси и в современное время
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе „Откуда пришёл хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Образовательные : расширять и активизировать словарь детей по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: (образование однокоренных слов, совершенствование навыка составления предложений, развитие связной речи.
Развивающие: закреплять знания о том, как крестьяне на Руси выращивали хлеб, и дать понять детям о современных хлеборобах занятых в сельском хозяйстве; упражнять в объяснении слов – действий, связанных с выращиванием хлеба.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.
Словесные: беседа-разговор; наглядные: демонстрация презентации о выращивание хлеба на Руси; познавательные игры; загадки;
Словарь: рожь, пшеница, зерно, крестьянин мельница, жернова, поле, колос, снопы, серп комбайн, уборка, элеватор, хлебороб, мука, пшеничный, ржаной.
Оборудование: Презентация по теме, иллюстрации комбайна, элеватора. Машин грузовых, мельницы и хлебопекарня
Предварительная работа: Беседы о хлебе. Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе. Чтение стихов, рассказов о том, как выращивают хлеб.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята к нам прибыла машина с грузом, что же на нем привезли? Посмотрите, мешочек, а что там в мешочке есть, как выдумаете?
Дети: Догадки детей
Воспитатель: Заглядываю в мешочек… Сейчас вы узнаете, что в этом мешочке находится. А для этого внимательно послушайте мою загадку:
Вырос в поле колосок.
Как же хлебом стать он смог?
В колоске домов полно!
В каждом вызрело зерно.
А из зёрнышка в свой срок
Будет новый колосок. (о чём это)» Ответы детей.
Открываю презентацию. 1 слайд
Воспитатель: Ребята как вы догадались, что это хлеб? (Выслушать ответы детей)
Воспитатель: : «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят». (ответы детей)
Воспитатель: : Арина, а ты знаешь из чего пекут хлеб? А ты Владислав знаешь?Ответ ребенка или нескольких детей.
Воспитатель: : Правильно из муки. А кто из вас знает из чего получается мука? Дети: Из зерна.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран, сегодня мы с вами узнаем, как на Руси выращивали хлеб? Что вы видите на поле? (дядя пашет землю на лошади.
Это ребята крестьянин, который пахал у себя на земле. готовились они к пахоте круглый год.
2 слайд В какое время года года пахали крестьяне (весной)
Правильно весной вспахивали землю плугом, посмотрите это плуг
3 слайд А когда земля вспахана какие действия совершает пахарь-крестьянин (он сеет зерно пшеницы разбрасывая в ручную)
4 слайд он в лаптях и в рубахе сеет зерно, ему легко или тяжело сеять (тяжело, всё в ручную сеет)
5 слайд А потом землю боронили, чтобы зерно хорошо прорастало
6 слайд. Что произошло с зерном (проросло и пожелтело, урожай созрел Ребята да приходит время собирать урожай. И вся семья и стар и млад выходят на поля работать. Что за инструменты у женщин в руках (незнаем)
Это ребята серп, повторите слово серп. Срезают серпом колосья и стебли укладывают в снопы (показывает на экран) 7 и 8 слайд Сейчас подошло время отдыха, как вы думаете о чём они разговаривают с дедушкой (ответы детей и рассуждения)
9-10 слайд Видите как снопы загружают на телегу, как вы думаете куда они увозят снопы (предположения детей)
11-12 -13-14 слайд Посмотрите на холсте во дворе женщины и девушки отбивают колосья, чтоб зёрнышки осыпались на холст. А после собирают в мешки и как вы думаете, куда везут дальше зерно? Что вы видите. Куда подъезжают на груженой телеге хозяин (в амбар, для просушки)
После как просушат, отправляют на помол пшеницу, а куда дети? (на мельницу)
Конечно на мельницу, затем жернова измельчают зерно, и получается мука грубого помола.
15 слайд Посмотрите чем женщины занимаются на картине? (Печёт хлеб в печи.) Вот получилась мука из ржи и пшеницы. С утра замешивает опару на хлеб из воды и муки, и ждёт до вечера, чтоб тесто подошло, т. е поднялось тесто и только тогда с помощью лопаты ставят тесто в горячую печь. Таким образом, в семье праздник, из свежей муки и урожая свежего пекут пироги, калачи, булочки
Посмотрите у меня на столе тарелочка где лежат два куска хлеба, чем они отличаются друг от друга (по цвету) Это хлеб черный ржаной а это белый хлеб пшеничный.
Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
А в наше время всё за нас делают машины трактора пашут землю боронят сеют и комбайны собирают на элеваторе, мукомольные заводы муку производят из зерна. А в пекарне хлеб пекут.
Воспитатель: А теперь выполним звуковой анализ слова ХЛЕБ. Сколько в этом слове букв? (Четыре). Сколько в нем согласных звуков? (Три- [Х], [Л], [Б]). Сколько гласных букв? (Одна – [Е]) (Использую картинки с буквами)
Воспитатель: Давайте немного отдохнём и вспомним физминутку.
Физминутка.
«Мельница»
За работу жернова,
Зёрна перетрём сперва. (Повторить 2 раза. Делаем вращательные движения: руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз).
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай (Вращательные движения кулачками пред грудью.)
Крепче трём зерну бока,
Получается – мука! Скользящие движения ладонь о ладонь, перед собой.
Воспитатель: : Ой ребята, на вкусный запах заглянул медведь.
Однажды встретил медведь в лесу детей и просит:
— Дай мне хлеба!
Дети дали. медведь съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит медведь детям:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня! (подходит к ребенку)
— Ладно, — согласились дети и начали учить медведь. — Сперва надо вспахать землю… (Картинка №5)
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять. (Картинка №6)
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет. (Картинка №7)
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать. (Картинка №8)
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить. (Картинка №9)
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб. (Картинка №10)
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал медведь, подумал и говорит:
— А вы сами умеете печь? Может вы покажите, как вы делаете?
Воспитатель: Мы столько говорили про хлеб, давайте попробуем вместе приготовить. Мы с вами превратимся в пекарей, одевайте колпачки и фартуки и будем готовить. Во время замеса теста проводится
Воспитатель: Хлеб по запаху (какой)
Ответы детей: Пахучий, душистый, ароматный.
Воспитатель: Хлеб на вкус (какой)
Ответы детей: Вкусный, приятный
Воспитатель: Хлеб на ощупь (какой)
Ответы детей: Свежий, мягкий, пышный, твёрдый.
Под песню воспитатель вместе с детьми крендельки, бублики, булочки и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте поставим наши булочки в "русскую печь"
Воспитатель: Пусть пекутся булочки, хочу у вас спросить, что мы увидели и делали? Дети а что, вам на занятии запомнилось и понравилось?
За старание мы поедим вкусные булочки. Какой запах ароматный идёт.