Марина Гаврилова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Земля моя русская — Пермь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование патриотических чувств у детей через расширение представлений о родном крае.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения города Пермь.
Расширять представления о родном крае.
Систематизировать знания детей о достопримечательностях региона, в котором живут, его традициях, культуре, и людях, прославивших наш край.
Продолжать знакомство детей с городами и реками Пермского края, их отличительных особенностях.
Воспитывать любовь к «малой Родине»
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Земля моя русская — Пермь!“» размещена в разделах
Материал:
На мольберте лист ватмана А1 с нарисованными и закрытыми цветной бумагой квадратами, под которыми находятся картинки. Можно сделать слайды.
Игра «Подбери к дереву веточку», фишки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю поучаствовать в игре-викторине, связанной с нашим родным городом и краем. За каждый правильный ответ каждый из вас получит фишку. В конце вы подсчитаете свои фишки и мы назовем победителя.
Итак, с названием города связано несколько легенд.
(Перама по вепски – дальняя Земля, позднее земли Западного Урала стали называть Пермь Великая.
В городе проживает более 1 миллиона человек.
День рождение нашего города отмечается 12 июня.
Давным – давно в Петербурге, тогдашней столице России, стало известно, что на Урале есть медная руда. Царь Петр в то время вел войны с турками и шведами, врагами государства российского и ему нужны были пушки.
Вот он и послал своего помощника, ученого человека В. Н. Татищева для строительства медеплавильного завода.
Итак, Василий Никитич приезжает на место и что же видит?
Дети: – кругом лес, из которого можно построить завод и дома для работников;
– река Кама, по которой можно отправлять медь в столицу плотами или большими лодками, а оттуда привозить нужные материалы и инструменты
– в широкую речку Кама впадает небольшая речка Ягошиха, но у нее высокие и крутые берега и в этом месте можно поставить плотину
– и что немаловажно, в окрестностях уже есть несколько мелких поселений людей, которых можно привлечь для строительства и работы на заводе.
В мае 1723 года началось строительство. В течение года были построены поселок, плотина, плавильня, кузницы. Вблизи завода была построена крепость и церковь. Поселение быстро превращалось в город. Но он был деревянный, возникали пожары и город часто горел.
Прошло немногим более 10 лет и на месте деревянного завода был построен новый медеплавильный каменный. Дома тоже старались строить прочнее и чуть дальше от завода.
С каждым годом наш город рос, расширялся, становился красивее и богаче.
А на месте построения первого завода совсем недавно был поставлен памятник основателю нашего город. Кто догадался, какая картинка здесь? (ответы детей) Молодцы, ребята! Правильно: здесь портрет В. Н. Татищева.
(открываю картинку №1)
Воспитатель: Послушайте мою загадку: на красном фоне нарисован идущий вперед медведь и книга. Что это? (ответы детей) Да, это герб нашего города.
(открываю картинку №2)
– Что обозначает красный цвет? (мужество, храбрость)
– А медведь? (мудрость)
– Почему на гербе изображена книга? (просвещение людей)
А в целом про наш герб можно сказать, что он символизирует пермяков мужественными, храбрыми, мудрыми людьми, которые тянутся к знаниям, идут вперед, развиваются.
На картинке изображен не только герб, но и флаг нашего края.
Какие цвета вы здесь видите? (Белый, синий, красный).
Что обозначает красный цвет? (символ храбрости, мужества и неустрашимости жителей края).
Синий цвет? (символ красоты, мягкости и теплоты человеческих отношений, а так же символизирует обширные водные просторы Камы, многочисленных рек и озер области).
А белый? (символ чистоты, добра, во флаге он отражает мирный быт и чистоту помыслов жителей края).
(открываю картинку №3)
Воспитатель: Что вы увидели здесь? (ответы детей) Да, в нашем городе есть театры, парки, памятники.
Какие же театры вы знаете? (Театр оперы и балета, театр кукол, ТЮЗ, «Театр-театр», «У моста»).
Перечислите памятники нашего города? (Памятник героям фронта и тыла, защитившим Родину-мать, «Пермяк-соленые уши», памятник танковому корпусу, пермскому медведю, а так же людям, прославившим наш город).
Что можете назвать еще? (хлебокомбинат, молокозавод, заводы, кондитерская фабрика, швейная фабрика, вокзалы).
В Перми более 1 400 улиц. И все они носят разные названия.
(открываю картинку №4)
Например, есть улица А. Гайдара. Кто это такой? (ответы детей).
Да, это любимый детский писатель, который, несколько раз посещал наш город.
Есть улица И. И. Шишкина в Кировском районе. (Замечательный русский художник, воспевавший в своих картинах красоту Прикамья).
А какие улицы знаете вы и почему они так названы?
Дети: – Улица О. Лепешинской – в честь академика медицинских наук, которая родилась в Перми.
– Улица Генерала Наумова – в честь Героя Советского Союза, командира партизан.
– Улица С. Ковалевской – в честь женщины-математика.
– Улица Ветлужская – по названию протекавшей здесь речушки Ветлуга.
– Улица Заречная – находящаяся за рекой.
– Улицы Костычева, Докучаева, Сеченова – в честь русских ученых.
– Улица Хабаровская – в честь великого русского путешественника.
Воспитатель: Существует несколько улиц, название которых связано с железнодорожным транспортом, назовите их (Вагонная, Кочегаров, Машинистов, Сортировочная).
Самая главная улица нашего города называется? (ответ детей)
Народ наш уральский издавна любил не только работать, но и отдыхать после работы.
(открываю картинку №5)
А когда отдыхал, примечал все вокруг. Так и появились пословицы уральские:
Дети: – Труд человека красит.
– Если землю любить, то и она тебя полюбит.
– У кого земля, у того и хлеб
– На чужой каравай рот не разевай.
Воспитатель: А еще игры придумывали.
А ведущего мы выберем считалкой уральской.
Дети: – Зайка, зайка, белый хвост, где ты был?
– Косил овес.
– Где овес?
– Журавль склевал.
– Где журавль?
– Медведь прогнал.
– Где медведь?
– Сидит в ловушке.
– Где ловушка?
– На горушке.
– Где горушка?
– Вечерком смыло в Каму ручейком.
Предлагаю поиграть. Игра уральская по выбору детей.
Воспитатель: Что было там, в глубине веков, в далеком прошлом? Было много интересных людей, которые принесли славу нашему городу.
(открываю картинку №6)
Среди них:
– Н. Г. Славянов – инженер-изобретатель (Создатель дуговой электросварки, его именем назван техникум в Перми).
– А. С. Попов - изобретатель радио (Первая городская центральная
электростанция была построена в 1902году по проекту А. С. Попова. Его именем названа улица в Ленинском районе).
– И. И. Свиязев - архитектор (По его проекту было построено более 30 зданий нашего города. Его именем названа улица в Индустриальном районе).
– П. П. Бажов (Великий сказочник).
Воспитатель: чтобы отгадать картинку следующего квадрата предлагаю ответить на несколько вопросов. Итак…
Самый СИЛЬНЫЙ зверь Пермских лесов? (медведь).
Самый ХИЩНЫЙ? (волк).
Самый ХИТРЫЙ? (лиса).
Самый ЗАПАСЛИВЫЙ? (белка).
Самый ТРУСЛИВЫЙ? (заяц).
В квадрате спрятался самый БОЛЬШОЙ зверь нашего леса? (лось).
(открываю картинку №7)
Воспитатель: Пермский край называют лесным краем. Почему? (Здесь много лесов).
Как называют лес, в котором растут ели, сосны, пихты? (хвойный).
А в котором растут березы, липы, осины? (лиственный).
Игра «Подбери веточку к дереву зимой!»
(открываю картинку № 8)
Воспитатель: О чем сейчас пойдет речь? Правильно, о городах Пермского края и о том, чем они знамениты.
Дети: – Соликамск назван из-за больших залежей соли.
– Березники – из-за большого скопления берез.
– Верещагино – в честь русского художника, посетившего город.
Воспитатель: Хочу загадать вам еще одну загадку.
Летом бежит, зимой спит.
Весна настала – опять побежала.
(открываю картинку №9)
Наш Пермский край богат реками. На многие километры тянутся они. Но самая широкая, обильная красавица Кама.
Какую легенду вы слышали про Каму?
Дети: Интересна коми-пермяцкая легенда о возникновении реки. Жил-был когда-то давно богатырь Кама. Однажды прогневалось небо на людей: перестало посылать на землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы, стали погибать в лесах звери и птицы. Решил богатырь спасти свой народ: выдернул он из Земли могучий кедр, размахнулся им во всю ширь своего богатырского плеча и пробороздил ров на теле матери Земли. Заплакала мать Земля и наполнился ров ее чистыми слезами. Так потекла река Кама.
Воспитатель: А какие реки вы знаете еще? (Чусовая, Вишера, Сылва, Ирень)
Молодцы! Что больше всего понравилось сегодня? Что узнали нового? (ответы детей) Давайте посчитаем заработанные фишки и определим Победителя.
В заключение предлагаю прочитать стихотворение о Перми.
Мой город – Пермь. Его люблю.
И жить я в нем всегда хочу.
Здесь есть театры, зоопарк,
Вокзалы, школы, лесопарк.
Здесь Кама тихая течет
И режет воду пароход.
Заводы трубами гудят.
А я хожу в свой детский сад.