Скрипникова Валентина Михайловна
Конспект непосредственно образовательной интегрированной деятельности «Наша русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного
возраста через представление о русской матрешке, как о символе русского народного
искусства.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями русской матрешки;
- развивать познавательный интерес, творческие умения, фантазию, наблюдательность детей
через приобщение к народному творчеству; формировать грамматически правильную речь.
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной
игрушке.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной интегрированной деятельности „Наша русская матрешка“» размещена в разделах
1. Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, сравнение их отличий и особенностей росписи; знакомство с наиболее известными видами матрешек.
2. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (стихов, песен, частушек, загадок о матрешках; слушание музыкальных фольклорных композиций.
3. Оформление выставки «Такие разные матрешки»; словесные игры «Скажи какая?», «Назови ласково», аппликация «Дружные матрешки», лепка «Хоровод матрешек».
4. Дидактические игры «Наша Родина», «Оденем матрешке платочек» и др.
Материалы и оборудование:
деревянные куклы-матрешки, плоскостные матрешки, заготовки плоскостных матрешек для
украшения. Кукла Катя, настольная мебель. Письмо – приглашение. Сладости. Фломастеры,
салфетки. Магнитофон. Платочки, косыночки для инсценировки.
Методы и приемы:
- наглядный, словесный, практический, игровой, сюрпризный момент, обеспечение интереса и
эмоциональности детей.
Формы и виды организации детской деятельности:
- образно-художественная, игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-
художественная, театральная.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной
игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к
народным игрушкам.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов;
воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Речевое развитие:
- расширять словарный запас.
Физическое развитие: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Ход занятия:
1. Организационно-сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Ребята, проходите, посмотрите, сколько у нас в зале гостей. Давайте с ними
поздороваемся.
Это наши дети, самые лучшие и красивые на свете.
Они очень любят играть, рисовать, петь и танцевать,
Они очень весело смеются и радостно просят вас улыбнуться.
Давайте улыбнёмся друг другу.
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сюрпризы? (ответы детей).
У меня для вас сюрприз!
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала.
Сундучок вам принесла.
В нем игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах.
На столе они живут,
Как, скажите, их зовут? (Матрешки)
Воспитатель:
- Да, здесь матрёшка – кукла с секретом. А что за секрет мы узнаем из сказки.
2. Сказка «Пришла Матрешка в гости»
(Воспитатель показывает представление на столе.
Воспитатель:
- Откуда появились остальные матрешки? (прятались друг в дружке)
Воспитатель:
- Да, матрёшка – кукла не простая, кукла с секретом. В большой матрёшке живут её дочки мал
мала меньше. Они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются прячутся
друг в дружке.
Воспитатель:
- Ребята, а матрешка пришла к нам не с пустыми руками. У нее какое-то письмо. Давайте
прочитаем?
«Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки.
Вы меня узнали без сомненья,
Да, меня Матрешкою зовут.
Принесла я вам сегодня приглашение: От матрешек.
Они вас в гости очень ждут»
Воспитатель:
- Пойдем в гости к матрешкам? (ответ детей)
Ребята, давайте встанем в круг,
На минутку закроем глазки
И окажемся у матрешек в сказке,
Пока буду я считать, нельзя глазки открывать.
1, 2, 3, 4, 5 - пора глазки открывать.
3. Рассматривание выставки матрешек. Рассказ-беседа о матрешке.
- Вот так чудеса, мы попали к матрешкам в гости. На столе выставка матрешек.
- Давайте рассмотрим матрешек (дети рассматривают, трогают матрешек, любуются)
- Ребята, скажите, а какая матрешка? (красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная,
разъемная, сувенирная, праздничная, нарядная, гладкая, твердая)
- Ребята, из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Значит она какая? (деревянная)
- А какой формы матрешка? (обтекаемая, без углов, голова плавно переходит в туловище)
- Посмотрите, а какое лицо у матрешки? (доброе и ясное)
- Какие глазки? Щечки?
- А какой она может быть по характеру? (ласковой, доброй, радостной, озорной, веселой
игривой).
- Матрёшки – куклы весёлые, жизнерадостные. Глянешь на их лица и настроение сразу
поднимается.
- Во что одета матрешка? (платок, кофту, сарафан, фартук).
- Какие цвета используют художники в росписи? (разные яркие цвета: красный, зеленый,
желтый, зеленый).
- Какие элементы росписи используют художники? (цветы, листочки, точки, кружочки, целые
букеты).
4. «Посещение музея матрешки.»
Воспитатель:
- Но откуда же в России появилась Матрешка? Хотите узнать? Тогда давайте отправимся в
"Музей матрешки. "
(Показ слайдов и беседа по каждому слайду)
5. Д/и «Расставь матрешек по росту»
- Ребята, посмотрите, здесь все матрешки перемешались. Давайте их расставим по порядку.
- Какое слово у нас получилось? (Семья)
Матрешка - символ семьи. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно
поэтому она пользуется такой всенародной любовью.
6. Знакомство детей со стихотворением «Матрешка» по мнемотаблице.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение о матрешке.
Красненький платочек,
Сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская матрёшка!
Воспитатель:
- Давайте попробуем рассказать вместе стихотворение о матрешке.
7. Продуктивная деятельность «Украсим матрешек»
Воспитатель:
- Какие элементы лучше использовать для украшения наших матрешек? (Ответы детей: цветы,
листочки, точки, кружочки, целые букеты).
Звучит русская народная мелодия в записи, дети начинают украшать матрешек (Индивидуальная помощь детям).
8. Инсценировка сказки «Жили-были матрешки»
9. Итог совместной деятельности.
Воспитатель:
- А теперь, ребята, возьмите своих матрешек. Покажите их гостям. Как много ярких,
красивых, разных матрешек появилось у нас. Возьмите матрешек в правую руку и положите
руку на сердце.
- Вы чувствуете, как вашему сердцу становится тепло?
Дети:
- Да, почувствовали
Воспитатель:
- А как вы думаете, почему?
Дети:
- Потому что доброта, любовь игрушек поселилась в нашем сердце.
Воспитатель:
- А кому вы хотите подарить свою любовь?
Дети:
-Маме, своим родным и близким.
Воспитатель:
- Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама. Она радует и греет душу всем
добрым людям на земле. И вот теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы
их подарите.
-Ребята, нам пришла пора возвращаться в группу.
На минутку закроем глазки,
И вернемся домой из матрешкиной сказки.
10. Рефлексия.
Воспитатель:
- Вам понравилось наше путешествие. Что нового вы узнали? А, что вам запомнилось больше
всего? Что еще хотели бы узнать? (Ответы детей)
- Ребята, вы славно потрудились и матрешки вам дарят вкусные сладости.
- Спасибо вам, ребята, на этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими
гостями.