Надежда Валерьевна Дунаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Жостовские цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Жостовские цветы»
Цель: знакомство с жостовской росписью
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Жостовские цветы“» размещена в разделах
- Жостовская роспись, подносы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
1. Познакомить детей с традициями и особенностями жостовской росписи, с основными элементами росписи, с этапами работы над декоративной композицией.
2. Учить рисовать жостовские узоры на разных фонах, совершенствовать навыки работы кистью.
3. Развивать фантазию, внимание, память, воображение, умение самостоятельно подбирать краски для узора в соответствии с фоном.
4. Воспитывать интерес к народному декоративно- прикладному искусству.
Активизация словаря: Жостово, «замалевка», «тенёжка», «прокладка цветом», «бликовка», «чертёжка», «привязка».
Оборудование и материал: гуашь, кисти разных размеров, салфетки, заготовки силуэтов подносов разной формы и цвета из картона, изображения жостовских подносов, муз. сопровождение П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Предварительная работа: наблюдение за цветами, чтение стихов о жостовской росписи, рассматривание иллюстраций по жостовской росписи, просмотр презентации «Жостовская роспись», чтение стихов о народных промыслах.
Ход НОД:
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».
- Ребята, в нашей группе проходит выставка народного творчества. Посмотрите сколько здесь изделий, расписных в различных стилях, а мы с вами уже знакомы с народным творчеством умельцев нашей Родины. Давайте же вспомним с вами, какие виды росписи мы знаем. (Хохломская роспись, гжельская роспись)
- А посмотрите, какие подносы разноцветные в ряд стоят, яркими рисунками нас радуют. Кто знает, как называется роспись на этих подносах? (Жостовская)
Полюбуйтесь на меня я поднос из Жостово,
В середине много роз, ярких как олово.
Рядом мак и василек, по бокам ромашки,
Вот такую красоту подарю Наташке.
Пусть посмотрит на поднос и представит лето,
Веет запах васильков, по тропинке где-то.
- Ребята, а не хотите ли вы отправиться в местечко под названием Жостово и узнать с чего всё начиналось? (ответы детей)
- Недалеко от Москвы находится село Жостово. Здесь с давних времён изготавливают необычные подносы. Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса. Как вы думаете, чем отличается жостовская роспись от других народных промыслов? (Ответы детей)
- Правильно, она отличается от других яркими, крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне.
Жостовский поднос - это садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы. Бортики подноса украшены легким золотым рисунком. Посмотрите, какие цветы расположены в центре подноса, а какие по краям? (в центре – крупные, по краям – более мелкие)
- Какие краски используют мастера? (Ответы детей)
- А как же жостовские мастера создавали свои подносы? Я открою вам эту тайну. На самом деле жостовская роспись многослойная. Что это значит? (предположения детей). Краски накладываются друг на друга в строгой последовательности. Для этого жостовские мастера пользуются специальные приемы. Сначала художник придумывает, какой цветок будет рисовать. Разбавленной краской наносит его изображение на поднос, замалевывает. Называется это прием «замалевка».
Затем мастер наносит полупрозрачными красками тени. Этот прием называется «тенёжка». Далее наступает очень ответственный момент, когда мастер прорисовывает детали цветов. Они становятся объемными. Этот прием называется «прокладка цветом».
Чтобы добавить рисунку цвет, используют прием «бликовка». Цвет добавляют с помощью белой краски. Букет становится светлее, как будто на него светит солнышко.
На следующем этапе у цветов прорисовывают прожилки, семечки, края лепестков. Для это мастер использует тонкую кисточку. Называют этот прием «чертёжка».
А чтобы связать все цветы в один букет, мастер как бы привязывает их друг к другу с помощью стебельков, травинок, усиков. Этот прием так и называется – «привязка».
- Ребята, скажите, мне пожалуйста, какие приёмы в своей работе используют жостовские мастера? (Ответы детей)
- Ребята, а вы хотели бы стать на время Жостовскими умельцами? (Ответы детей)
Предлагаю вам стать мастерами и создать свой поднос. Но для начала, нам необходимо подготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Утром рано он закрыт,
(Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.)
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
(Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.)
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик,
(Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок)
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
(Кисти рук возвращаются в исходное положение. Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон)
Воспитатель раздаёт заготовки подносов из чёрного картона.
- Сначала мы украшаем край подноса золотистой или белой каймой.
- Затем определяем сколько будет крупных цветов и рисуем серединки.
- Рисуем лепестки толстой кистью, наносим тени и блики, создавая объём.
- Добавляем мелкие цветы тонкой кистью.
- Прорисовываем листья и стебли разными оттенками зеленого цвета.
- Используя приём «привязка», тонкой кистью изображаем травинки, усики,
чтобы связать все цветы в один букет.
-Ребята, теперь приступаем к росписи подносов. (Дети приступают к работе. Помощь детям советом в подборе колорита и способе рисования.)
Итог занятия:
- Наши подносы готовы, как красиво получилось. А чьи подносы вам больше всего понравились? Почему? Скажите, что вам больше всего запомнилось на занятии? Ребята, какие элементы росписи мы использовали? Что лучше всего у вас получилось? Где возникли трудности? (Ответы детей)