Валентина Еремина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у Деда Буквоведа» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализировать имеющиеся знания детей по разделу «Обучение грамоте».
Задачи: 1. образовательные.
• Закреплять понятия «звук», «слово», «слог», «предложение», совершенствовать навыки звукового анализа слов, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
• Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в нахождении новых слов в данном слове при его слоговом делении, в составлении схемы к предложению и анализа предложений, упражнять в составлении предложений с опорой на картинку.
• Совершенствовать фонематический слух, учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „В гостях у Деда Буквоведа“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. развивающие.
• Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.
• Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.
• Развивать самостоятельность, инициативу.
3. воспитывающие
• Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
• Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
• Формировать чувство товарищества.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Методы: практический, словесный, наглядный, игровой, слуховой.
Материалы и оборудования:
Демонстрационный – медиапроектор, ноутбук, презентация, конверт с письмом,
Раздаточный – сюжетные картинки, предметные картинки, «звуковые цепочки», карточки-схемы положения звука в слове, «ключи» со звуковой схемой, карандаш и лист бумаги, зеленые и синие фишки.
Ход занятия: Дети приветствуют гостей.
В. : Ребята, я сегодня на столе обнаружила письмо, оно адресовано вам. Хотите узнать, кто его вам написал? Сейчас мы прочитаем: «Дорогие ребята, я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Вы уже многое знаете и умеете. Я бы хотел посмотреть, как вы подготовились к школе, поэтому приглашаю вас в страну знаний, где вы должны выполнить некоторые задания. Чтобы легче вам было ориентироваться в этой стране, я оставляю вам карту. С уважением Дед Буквовед». Ребята, отправимся в страну знаний? Хорошо, тогда раскрываем карту. Нам нужно пройти ворота.
1. Пункт «Ворота» И вот первое задание: «Мозговой штурм». Через ворота можно будет пройти после ответа на вопрос. Слушаем внимательно и быстро отвечаем на вопросы (вопросы прилагаются – прил. 1).Кто прошел садиться за парту и рассматривает картинку.
2. Пункт «Предложение» Следующее задание «Придумай предложение». Ребята, придумайте предложение по картинке и зарисуйте его схему. Давайте разберем одно из предложений (на выбор ребенок выполняет у доски) : Сколько слов в предложении, как обозначается начало предложения, что ставится в конце предложения, какие еще бывают предложения по типу высказывания (повеств., воскл., вопросит.). Произнесите это предложение так, чтобы оно было вопросительным, восклицательным.
3. Пункт «Слоговая гусеница» Из чего состоят предложения? (из слов). А из чего состоят слова, как их можно разделить (на слоги). У вас на столах лежат картинки, на которых нарисованы какие-либо предметы, определите, сколько слогов в названии картинки. Поднимите картинки, в названии которых один слог, два слога, три слога. А теперь задание от Деда Буквоведа : на экране вы видите гусеницу.
Это гусеница не простая, Это гусеница слоговая Слоги могут в слова превращаться, Если с ними уметь обращаться. Пропускаем тех вперед, Кто в словах слова найдет. Перед вами различные картинки, если вы правильно разделите слова, обозначающие эти предметы на слоги, то один из слогов образует новое слово. Найдите новое слово в слове (презентация с картинками). Слова: пе-сок, го-род, но-сок, ку-лак, чай-ник, гал-стук, пи-рог, рос-ток, фа-соль, по-вар, ры-бак, пол-ка.)
4. Пункт «Река». Река звенящая вас ждет, Но не пройти ее вам вброд. Кирпичики сложите в мостик, По мостику пройдете в гости. Игра «Звуковые цепочки». Представлены цепочки для двух команд. Первая цепочка – куст, топор, ракета, автобус, сом, мак, крокодил, лук, ключ, чайник. Вторая цепочка – апельсин, носки, индюк, колос, стол, ландыш, шар, рак, кошка, ананас. Дети в два ряда выстраивают мостик через речку и проходят через нее.
5. Пункт «Звуки». Ребята, скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные, согласные бывают твердые и мягкие). Звук может встречаться в начале слова, в середине и в конце. Я загадаю вам загадки, загадки нужно отгадать и определить, где живет в этих отгадках звук [р] или [р’]. Покажите соответствующую карточку-схему расположения звука в слове. (Загадки прилагаются, прил. 2) А сейчас мы поупражняемся в различении твердых и мягих согласных. Я буду называть различные слова со звуком Д (М, С,К и др., если вы услышите твердый звук, то поднимите синюю фишку, а если мягкий – то зеленую. Дети выполняют (прил. 3).
6. Пункт «Звуковой анализ слова». Ребята, вот мы и добрались до конечного пункта на карте. Что здесь нарисовано, как вы думаете? (школа). Да, школа нам открывает дорогу к знаниям. Но смотрите, на дверях весит большой замок, надо его открыть. У вас на столах лежат различные ключи. Подобрать нужный ключ поможет подсказка-схема на ключе. Это звуковая схема. Нужно провести звуковой анализ слова «школа». Если он совпадает со схемой на ключе, то ключ подходит, и этим ключом можно открыть замок на здании школы (дети проводят звуковой анализ слова «школа» и сравнивают со схемой на ключе. Тот ребенок, у которого совпала схема, проводит звуковой анализ у доски. Дети определяют, сколько гласных звуков, согласных, сколько твердых и мягких согласных, делят на слоги и ставят ударение).
Молодцы, ребята со всеми заданиями Деда Буквоведа вы справились. Какие задания вы выполняли, что вам понравилось, какое задание было для вас трудным? (дети перечисляют, что они делали, какие задания были интересными и др.).
Приложение 1 «Мозговой штурм»
1. Из чего состоят предложения
2. Какие бывают предложения
3. Что такое «слово» и что оно обозначает
4. Из чего состоят слова
5. Какие бывают звуки
6. Чем отличается звук и буква
7. Как называется расположение букв в определенном порядке
8. Что такое слог
9. Как определить, сколько слогов в слове
10. Какие бывают согласные
11. Ученье – свет….(а неученье – тьма)
12. Век живи - ….(век учись)
13. Азбука - ….(к мудрости ступенька)
14. С книгой поведешься - ….(ума наберешься)
15. Кто много читает, (тот много знает)
16. Корень ученья горек, (да плод его сладок)
Приложение 2 «Загадки»
1. В нем лежат пенал, тетрадки И на завтрак бутерброд. Все учебники в порядке В школу ученик несет. Он блестит, как будто глянец - За спиной красивый (ранец).
2. Будем весь урок писать, Пригодится нам (тетрадь).
3. Первая книга, что знанья дает, Ее первоклассник в портфеле несет. Всегда и повсюду, сегодня и встарь Школьнику очень нужен (букварь).
Приложение 3 «Мягкие и твердые согласные»
Звук «Д»
Девочка, дом, дым, дятел, дочка, дупло, модуль, дело, молодежь, детство.
Звук «М»
Смелость, мама, мотылек, мел, мочало, мир, пример, домик, морковь, камин, комок, мыло.
Звук «С»
Седло, сом, семья, сушка, синица, семь, посуда, масло, месяц, песок, сахар, сумка, поселок, сила.