Татьяна Кузнецова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Исследователи камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Упражнять в умении различать разные виды камней по их внешним признакам.
2. Формировать представления о свойствах камней посредством экспериментальной деятельности; развивать исследовательские навыки, умение отстаивать свое мнение
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы „Исследователи камней“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
3. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
4. Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: воде, камню, дереву.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, называя предметы, действия, признаки.
3. Активизировать словарь детей понятиями: научная и экспериментальная лаборатории, природный, декоративный.
Образовательная область «Социально-коммуникативные»
1. Поддерживать бодрое и радостное настроение от совместной деятельности, побуждать к активности.
2. Продолжать формировать умение соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Проводить профилактику утомления детей на занятии
2. Развивать мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
Практические: обследования предмета, исследования, опыты, экспериментирование.
Наглядные: наблюдение, рассматривание предмета, показ способов действий.
Словесные: беседа, вопросы, ситуативный разговор, пояснения.
Игровые: словесная игра, игра на восприятие мелодии.
Материал и оборудование: кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой, таблички с названием «Исследовательская лаборатория» и «Экспериментальная лаборатория», 2 коробочки, мяч; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребё нка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень, лупа; аудиоаппаратура с музыкальной записью.
Все материалы раскладываются на столе заранее.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности
Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игра «Правильно-неправильно»
Цель: научить детей различать истинные и ложные суждения
Восприятие художественной литературы и фольклора Загадывание загадки
Цель: развивать мышление, умение отгадывать загадку
Коммуникативная Беседа о камнях
Цель: обобщить и закрепить полученные знания
Познавательно- исследовательская «Исследование камней»
Цель: определение разных видов камней.
Эксперимент и опыты с камнями
Цель: развивать исследовательские навыки, находить свойства камней экспериментально
Двигательная Физ. минутка «Путешественники»
Цель: закрепить умение согласовывать движения с текстом
Логика образовательной деятельности
№
п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель:
-Ребята, сегодня наша группа превратиться в научную лабораторию, а вы – в ученых. Если вы правильно отгадаете загадку. То узнаете, что мы будем изучать.
Стоят около воспитателя, внимательно слушают Созданы взаимодействия друг с другом.
2 Загадывает загадку:
В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет, а в стройке годиться на тысячу лет.
Он может быть мелкий- в ладошке лежать. Тяжелый, большой -одному не поднять.
Кто, дети. Загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?
Обобщет ответы детей – правильно сегодня мы будем говорить о камнях
Слушают загадку, дают ответы Формируется умение отгадывать загадки, выделяя важные признаки объекта
3
Но сначала пройдите, пожалуйста, на ковер, сядьте и закройте глаза.
Сейчас я включу музыку. Вы будете ее слушать и представите картину, которую вам подскажет музыка Дети проходят на ковер, слушают музыку Сформирован интерес к предстоящей деятельности
4 Задает вопросы: Что ты слышали? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?
Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга?
Кто из вас был на море? Какой там был берег: покрытый песком или камнями?
Вы рассматривали камешки? Дети отвечают на вопросы, рассуждают.
Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт
5 Сегодня, мы с вами внимательно рассмотрим разные камни и, думаю, узнаем о них кое-что новое.
Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию.
Садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями, салфетки, лупы Повышен интерес к исследовательской деятельности, появилось желание больше узнать о камнях
6 Ребята, это исследовательская лаборатория, а вы –ученые-исследователи.
Исследовать мы будем камни. Начнем с морских.
Как вы думаете, можем мы их узнать? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.
(При необходимости корректирует ход рассуждений, подводя их к выявлению нужных признаков наводящими вопросами) Какие они? Какой формы? А цвета? Какая у них поверхность? Какие края?
Почему они такими стали? Обобщает ответы детей: да, такими гладкими их сделали морские волны. Камни в море бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка.
Рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями, Отвечают на вопросы, пытаются доказать свою правоту
«приходят» к выводу, что камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, разного цвета
Сформировано представление о признаках камней и умение выбрать морской камень из множества других.
7 А теперь найдите речные камни и положите их рядом с морскими на салфетку.
Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
Выбирают речные камушки, ощупывают их, сравнивают с морскими. Формируется умение делать вывод, находить отличия морских камней от речных.
.
8 А ещё предлагаю рассмотреть природный камень – агат, декоративный – щебенка окрашенная в разные цвета используя – лупу. Рассматривают, сравнивают, обсуждают пополняются представления о разных видах камней, знания. Активизируется словарь: природный. декоративный
9 Давайте немного разомнемся и погуляем:
По дорожке шли, шли много камешков нашли.
Присели
Собрали
Дальше пошли.
По траве высокой шли, шли
Много камешков нашли
Присели
Собрали
Дальше пошли
По узкому мостику шли, шли
Много камешков нашли
Присели, собрали
В детский сад пошли. Шагают по кругу
Садятся на корточки
Встают
Продолжают шагать по кругу.
Шагают высоко поднимая ногу
Садятся на корточки
Встают
Шагают.
Шагают по кругу приставляя пятку к носку
Присаживаются, встают
Маршируют по кругу. Формируется умение согласовывать движения с текстом
Обеспечена потребность в движении.
10 А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Теперь мы с вами ученые-экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камням.
Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Почему? Как вы думаете он тверже дерева?
Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбит гвоздь в дерево. Что случилось? (тоже самое с камнем)
Ну что, смогла я вбить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень?
Какой можно сделать вывод?
А как камень и дерево будут вести себя в воде? Перед вами ёмкость с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдет?
(тоже самое проделываем с камнем). Что произошло с камнем? И почему дерево плавает?
А теперь обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он?
Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?
Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней. Подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся около него.
Выполняют указания, отвечают на вопросы.
Делают выводы, умозаключения.
Дети берут кубик, а затем камень и опускают их в воду
Созданы условия для экспериментальной деятельности.
Формируется умение доказывать свойства камней экспериментальным путем.
11 А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Правильно-неправильно» (использую мяч) Становитесь в круг.
Я буду играть роль «стрелки» и показывать кто будет говорить, а вы определять правильно или неправильно я сказала.
Камень тонет в воде.
Камень прозрачный как стекло.
Гвоздь нельзя забить в камень.
Камень легкий как вата.
Мокрый камень отличается по цвету. Он темнее.
Камень легко разбить как стекло.
Камень можно растянуть как резинку.
Поверхность у морского камня гладкая, а у речного - шершавая.
Из камня можно лепить как из пластилина.
Камень не плавает в воде как дерево.
Камень можно порвать как бумагу.
Вы очень хорошо запомнили свойства камней. Молодцы!
Дети ловят мяч и определяют правильность сказанного выражения. Закреплены полученные знания.
12 Рефлексия.
Жестом собираю детей ближе.
Что нового вы узнала на занятии? Что вам удалось, а что нет? Что было сделать труднее, а что легче?
В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует камни в жизни, и своими руками из них что-нибудь сделаем.
Ну а сегодня все группы ученых были очень внимательными, многое узнали и запомнили.
Я благодарю вас за прекрасную работу! Дети делятся своими эмоциями со взрослыми и сверстниками Дети убедились, что они могут учеными исследователями и экспериментаторами, делать предположения и доказывать их.