Оксана Сарзанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Терем-теремок»
Цель: создание условий для художественно-творческого развития личности ребенка посредством произведений искусства и конструктивной деятельности
Задачи:
• создать условия для развития художественно-образного мышления детей и эмоционально-чувственного восприятия («Художественно-эстетическое развитие»);
• обеспечить условия для развития поисковой активности детей: умение планировать этапы своих действий («Познавательное развитие»);
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы „Терем-теремок“» размещена в разделах
• создать условия для развития умений: анализировать (выделять существенные и несущественные признаки, выполнять действие сравнения, аргументировать свой выбор («Познавательное развитие»);
• создать условия для развития умения использовать в качестве объединения смысловых частей рассуждения слова-связки: «потому что», «значит», «поэтому» и поощрять использование в рассуждениях языковых средств уважительного отношения к мнению собеседника: «мне кажется», «я думаю» («Речевое развитие»);
• способствовать развитию навыков взаимодействия в мини-группах («Социально-коммуникативное развитие);
• воспитывать эстетические чувства, сочувствие.
Оборудование:
магнитофон для прослушивания музыкальных произведений: (по выбору воспитателя); иллюстрации теремов, избушек, наборы конструкторов для конструирования.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй друг,
Здравствуй друг!
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Мотивационно-ориентировочный этап
(В группе стоит волшебный ларец.)
- Посмотрите, какой необычный ларец появился у нас в группе.
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок, -
Расписная крышка,
Медная задвижка.
Кто сундучок открывает,
Тот в сказку попадает!
- Интересно, кто нас встретит в этой сказке?
(Звучит музыка вступления из русской сказки «Царевна-лягушка», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках». Дети, характеризуя музыку, определяют, кто может их встретить в сказке (Василиса и Баба Яга).
- В давние-давние времена, в одной сказочной стране жили по соседству Баба Яга и Василиса Прекрасная. Жили они в мире и согласии. И решил Кощей рассорить их. Отправил он Змея Горыныча, чтобы тот разрушил их дома и рассорил Бабу Ягу и Василису между собой. Прилетел Змей Горыныч, нагнал тучи темные, напустил ветры буйные, разрушил и терем, и избушку, раскатились по бревнышку.
- Что произошло в сказочной стране?
- Можем ли мы помочь сказочным героям?
- Как мы можем им помочь? (рассуждения детей; предложения: «выстроить» терем и избушку заново.)
- Что нам для этого необходимо сделать?
Поисковый этап
- А мы знаем, какой был терем у Василисы? Избушка у Бабы Яги?
- Где можно найти ответы на вопросы?
Практический этап
- Можем ли мы найти ответы на вопросы в «сказочном» музее?
(Дети проходят по залу музея, рассматривая иллюстрации, на которых изображены терема и избы.)
- Как можно назвать одним словом всё то, что мы с вами сейчас видим?
- Давайте рассмотрим, все ли они одинаковые?
- По какому признаку можно разделить эти строения?
- Когда вы будете доказывать, почему именно так объединили строения, не забывайте употреблять слова-связки: «потому что», «поэтому», «значит», «я думаю», «я считаю».
(Дети делят все представленные строения на две группы : терема и избушки. Дети делятся на две подгруппы. Каждая группа доказывает, почему они объединили эти строения именно в эту группу, чем они похожи, чем отличаются. Терем : высокий, многоэтажный, украшен резьбой или росписью яркого цвета, есть высокое крыльцо с деревянными резными колоннами, верхушка-крыша терема напоминает купола храма и т. д. ; избушка Бабы Яги: поворачивается со скрипом, крыша ветхая, старая, соломенная, а наверху сидит сова, филин или ворон. Ответы-рассуждения, в каком тереме могла бы жить Василиса Прекрасная, а в какой избушке – Баба Яга).
- Мы с вами узнали, какие бывают избы и терема.
- Что нам осталось сделать?
- Кто мы теперь будем?
( Детям предлагается на выбор материал: ЛЕГО-конструктор, деревянный строитель, плоскостные детали. Каждая группа представляет свою постройку).
Рефлексивно-оценочный этап
- Как вы считаете, мы помогли Бабе Яге и Василисе Прекрасной?
- Что помогло нам это сделать? Как мы работали в подгруппах?
- Что было самым сложным, интересным?