Наталья Захарчук
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы Тема: «Русская печь»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Интерактивное логопедическое занятие «Русская печь» подготовлена для дошкольников старшей логопедической группы. Занятие строится на основе экспозиции школьного музея «Русская изба. Утварь» и содержит различные задания и игры, позволяющие детям узнать о традициях наших предков, алгоритме построения русской печи, о профессии печник. В ходе деятельности, опираясь на эмоциональное состояние, дошкольники с ОНР имеют возможность обогатить словарь специфическими словами.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы Тема: „Русская печь“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Русская печь, печка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Форма проведения: интерактивное занятие.
Изучаемые элементы: русская печь, профессия – печник.
Место проведения: школьный музей «Русская изба. Утварь»
Материально - техническое обеспечение: макет «Печь», репродукция «Печник», настольный строительный материал, аудиозаписи «Русские народные мелодии», костюм «Емеля».
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей логопедической группы
Тема : «Русская печь»
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
Задачи:
Образовательные : расширять словарь детей; закрепить знания о печи как о неотъемлемой принадлежности русской избы; продолжать учить детей отвечать полным предложением.
Развивающие: развивать мыслительные способности путём загадывания загадок и определение последовательности работы; развивать умение строить из конструктора модель по схеме; развитие общей моторики.
Воспитательные: чтить традиции русского народа; воспитывать бережное отношение друг к другу и труду; вспомнить правила поведения в музее.
Материал: аудиозапись русской народной мелодии, макет печи, герой в русском наряде, строительный материал настольный.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций с изображением русской печи. Заучивание загадок, пословиц и поговорок.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент:
Логопед :
- Ребята, мы сегодня оказались в музее, и я хочу обратить Ваше внимание на один предмет. Но сначала отгадайте загадку:
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
Что это?
Дети: - Это печь.
2. Рассказ – знакомство с экспонатом музея: фоном звучит русская народная мелодия.
Логопед : Правильно, печь.
Проходите, давайте рассмотрим печку, которая стоит в Нашем музее.
В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка.
Русская печь – удивительное изобретение. «Без печки хата – не хата» - так говорили русские люди.
Как вы, думаете для чего нужна печь?
В те далекие времена и хлеб пекли и всю еду для людей и живности готовили в печи. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно даже было спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки.
Чугунок в печь
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.
Давайте рассмотрим макет печки повнимательнее и прислушаемся к новым словам…
Устье русской печи закрывали заслонкой.
Печка стояла, как правило, слева от входа. Угол, к которому печь была повернута устьем или топкой, назывался бабьим кутом. Здесь хозяйничали женщины, и за занавеской находился небольшой стол и стенная полка, где размещались предметы кухонной утвари…
А теперь ребята вспомните слова, которые были Вам не знакомы и давайте повторим их
Дети вместе с логопедом повторяют слова : устье, заслонка, топка, бабий кут. Логопед объясняет и показывает, что это такое, если понадобится.
3. Физкультминутка.
Логопед :
Встаньте, ребята на ковер, давайте будем выполнять движения по тексту.
На горушке – избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи, жуёт калачи.
4. Сюрпризный момент. Под русскую народную мелодию в помещении музея появляется Емеля на печи.
Логопед :
Ребята, кто это? Из какой сказки к нам пришёл этот сказочный герой? (ответы детей)
Правильно. Из сказки «По щучьему велению».
Здравствуй, Емеля! Нельзя всё время лежать на печи, нужно учиться и работать!
А нам с ребятами хотелось бы узнать, откуда у тебя печь. Расскажи нам.
Емеля:
"Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.
Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за эту ответственную работу.
Сначала прямо на земле устанавливали опечье – небольшой деревянный сруб. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи –ровное, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над ним сооружали из камня и глины свод печи.
Логопед :
Ребята Вы поняли из рассказа Емели, как называлась профессия человека, который мог сложить печь?
Дети:
Печник
5. Конструирование :
Логопед :
Ребята, а давайте, и мы испробуем свои силы. Будем настоящими печниками
Дети подходят к столам, на которых разложены наборы деревянного конструктора. Они строят печки из настольного строительного материала.
Логопед с детьми и Емелей обсуждают постройки, выбирают самые лучшие.
6. Итог непосредственно образовательной деятельности.
Емеля:
Ну и что же вы сегодня нового узнали?
Логопед :
Дети могут много нового рассказать о твоей любимой печи!
Емеля:
Ну что ж, хотелось бы послушать!
Логопед :
Для чего людям нужна печь в избе? (Для тепла, готовить еду)
Назовите профессию человека, который устанавливает в избе печь. (Печник)
В каких русских народных сказок печь является героем произведения? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»).