Бобылева Анна Александровна
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в историю русского быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Русский быт»
Задачи:
Формировать у детей первоначальное представление об истоках народной культуры, используя элементы фольклора: колыбельные, считалки, сказки, народные игры, загадки, пословицы и поговорки;
Продолжать знакомить детей с историей и бытом русского народа, одеждой, жилищем, предметами обихода;
Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувство патриотизма и гордости за историю своего народа.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы „Путешествие в историю русского быта“» размещена в разделах
Материалы и оборудование:
- макет русской избы с атрибутами (ухват, чугунок, кочерга, стол, лавки, люлька с младенцем, коромысло с ведрами, сундук, кукла Маша,
- иллюстрации к сказкам: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка»,
- 2 деревянные ложки, кукла, кроватка, часы,
- фонограммы (русские народные мелодии, колыбельная).
Ход занятия
Дети организованно заходят в группу, здороваются с гостями, встают перед воспитателем.
Воспитатель
- Ребята, а что такое прошлое? (Это то, что уже когда-то прошло. Настоящее – это то, что сейчас)
Мы с вами живем в настоящем или прошлом?
-В вы хотите отправиться в прошлое?
Я предлагаю вам побывать в русской избе. А помогут нам в этом волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени, в те далекие времена.
(все дети встают в круг, воспитатель одному ребенку дает часы, остальные водят хоровод и произносят считалку)
Дети
- раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать!
(воспитатель открывает макет русской избы, дети садятся на стульчики)
В. Мы пришли в горницу – это самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.
- Ребята, а кто это нас встречает?
Д. - Машенька
В. - Давайте поздороваемся с Машей! (Дети здороваются)
Посмотрите, какая на ней красивая одежда!
Что надето на Маше?
Как вы думаете, повседневная это одежда или праздничная?
А где же Маша хранит свою одежду?
Д. В сундуке (воспитатель выставляет сундук)
В. Сейчас мы это и проверим. Давайте откроем сундук и посмотрим.
(Воспитатель пытается открыть сундук, он не открывается, дети придумывают волшебные слова, сундук закрыт)
Мне кажется, я знаю, что нужно сказать. Мы с вами находимся в русской избе, а русский народ любит свою Родину, он трудолюбив. Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Я начинаю, а вы заканчиваете.
Д. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)
Кто рано встает… (тому Бог подает)
Кончил дело… (гуляй смело)
В. Вот и открылся наш сундук, а там и платья, и украшения, и скатерть, и полотенце.
сыграем в игру «Ручеек». (Под русскую народную мелодию дети играют в ручеек)
Скажите, а какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Д. Печка
В. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной вещью в доме.
Для чего нужна была печь в избе?
Д. В ней готовили щи, кашу, выпекали хлеб с румяной корочкой. На печи спали, печь обогревала дом.
В. В те далекие времена, зимы были очень холодными, стояли сильные морозы, метели заметали все дороги и пути, ни проехать, не пройти.
Истопят люди печь, заберутся на нее и стар, и мал, слушают, как ветер завывает в трубе
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя
То, как зверь она завоет,
То, заплачет, как дитя
И вот, под такие завывания ветра люди сочиняли сказки. В них призывали жить дружно и честно, помогать друг другу, уважать старших. Во многих сказках упоминалось и о печке.
Давайте вспомним эти сказки
(воспитатель показывает иллюстрации к сказкам, дети вспоминают названия и реплики из них)
«Гуси-лебеди»
«Бежала девочка, бежала, видит, стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»
«Колобок»
«Я по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен»
«Заюшкина избушка»
«Подошли они к избушке: Поди, лиса вон! А она с печи: Как выскочу, как вылечу, пойдут клочки по закоулочкам»
«По щучьему велению»
«Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улочкам, прямо к царю»
В. Ребята, а вы любите загадки?
Вот сколько отгадок стоит возле печки, это вам подсказки, (дети, отгадывая загадку, объясняют назначение предмета, находят его среди картинок и прикрепляют к доске)
Черный конь, скачет в огонь
(Кочерга – разгребает угли в печке)
3 братца пошли в речку купаться
2 купаются, 1 на берегу валяется
(Коромысло - при помощи него носили воду в ведрах из реки)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
(Чугунок – в нем варили еду в русской печи)
Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …
(ухват – им ставили чугунок в печь)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар)
А что еще стоит рядом с печкой?
Д. Стол, лавки
В. За столом собиралась вся семья, ели из деревянного блюда или чугунка.
Чем ели?
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но, когда несу еду - мимо рта я не пройду (Ложка)
В. Маша нам предлагает поиграть в русскую народную игру «Ложки»
(Дети встают в круг, 2 человека получают по деревянной ложке С началом слов, один ребенок передает свою ложку в одну сторону, другой в противоположную, у кого в конце слов останутся ложки, тот выходит в середину круга и танцует)
Ты беги скорее ложка
Быстро-быстро по рукам
У кого осталась ложка,
Тот в кругу станцует нам.
(Воспитатель достает колыбельку и вешает ее в макет)
Что это?
Как называется колыбелька по - другому?
Кто спал в колыбели?
Взрослые уходили на работу, а малышей оставляли со старшими детьми. Они присматривали за ними и пели колыбельные песни.
Давайте и мы споем колыбельную нашему малышу. (Дети поют и качают куклу, передавая ее по кругу)
В. Молодцы, вы прекрасно справились, наш малыш уснул. (кладет в кроватку).
Малыш спит, и Маша что-то заскучала, давайте, чтобы она порадовалась,
В. Вот и пришла пора прощаться с Машей и возвращаться в наше время. Давайте поблагодарим хозяйку за ее гостеприимство.
(Дети говорят спасибо, встают в круг, у одного ребенка часы, дети произносят считалку)
1,2,3,4,5 – возвращаемся в свое время опять!
Итог занятия
Понравилось ли вам в гостях у Маши?
Что больше всего понравилось?
Вы, наверно, устали, но ничего не снимает так усталость, как угощения. Маша передала нам корзину с угощением. (Воспитатель раздает угощения, хвалит детей)