Антонина Бердникова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Игра-путешествие по зимнему лесу» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии: использование ИКТ, использование художественного слова, словесные логические игры, коммуникативные игры, пальчиковая игра, физкультминутка.
Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые воспитанники получили в течение учебного года, стимулировать эмоциональное, содержательное общение ребенка и взрослого.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с лесом, формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Игра-путешествие по зимнему лесу“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивать понимание, что на образ жизни и состояние животных оказывает влияние условий, в которых они находятся (холод, отсутствие воды и т. д.).
3. Формировать игровые умения: принимать поставленную воспитателем игровую задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, действовать по схеме.
4. Способствовать развитию коммуникативных умений.
5. Закрепление знаний воспитанников экологического характера: дикие животные леса, их образ жизни.
6. Совершенствовать знания детей с мнемодорожками.
7. Развивать умение отвечать на вопросы, использую форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
8. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к животным и игровым персонажам, вызывать интерес к повадкам зверей.
9. Развивать мыслительные операции, внимания, умение ориентироваться в пространстве.
10. Развивать у воспитанников любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Оборудование: декорации зимнего леса, слайды с изображением диких животных, иллюстрации, берлога медведя, нора лисы, домик бабушки, подарки, дидактические игры «Чей след?», «Кто спит, кто не спит?», «Кто, что ест?».
Персонажи: Красная шапочка, Бабушка, Лиса.
Предварительная работа:
Чтение познавательной и художественной литературы
Пальчиковая игра
Викторина по русским народным сказкам «Знаю ли я?»
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Рассматривание иллюстраций, альбомов о диких животных.
Отгадывание загадок
Совместная деятельность родителей : наблюдения в природе
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия:
Дети входят в зал. Навстречу детям выходит Красная шапочка с корзиной. Воспитатель и дети здороваются со сказочным персонажем, говорят вежливые слова, радуются ее встрече.
В: Дети, вспомните из какой сказки пришла к нам гостья?
Д: Из сказки «Красная шапочка».
В: Давайте спросим Красную шапочку, куда собралась она с корзиной?
Кр. шапочка: Знаете, ребята, я никогда не ходила через лес к Бабушке зимой, но слышала, что в это время в лесу очень холодно и пустынно, многие звери спят. Я иду одна мне очень страшно, я боюсь злого волка и других зверей, а к Бабушке мне обязательно нужно попасть.
В: Красная шапочка, как хорошо, что ты пришла! У нас сегодня как раз намечается путешествие по зимнему лесу. Пойдем с нами, вместе не страшно. Увидим, что происходит в лесу зимой?
В: Чтобы отправиться в путешествие, нужно зажмурится и посчитать (пальчиковая гимнастика).
«Раз, два, три, четыре, пять
Головами покиваем, носиками помотаем
А зубами постучим и немного помолчим
Плечиками мы покрутим и про ручки не забудем
Пальчиками потрясем и немножко отдохнем
(наклонившись вниз, качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем и чуть чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьем и сначала все начнем
(подпрыгиваем на месте в ритме текста).
В: Перед отправлением в лес, давайте подумаем, кого можно встретить в лесу.
Рассматривание слайдов (зайца, медведя, лису, белку)
В: В лесу зимой холодно, мороз, но лесные звери не погибают. Почему?
Д: Звери не погибают потому, что защищаются от холода, приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
В: Правильно. Вот, например, представьте в зимний морозный день вы гуляете без варежек, что будет с вашими руками?
Д: Они замерзнут.
В: А что нужно сделать, чтобы они не замерзли?
Д: Надеть варежки (имитация надели варежки)
В: Значит, варежки защищают руки от мороза, являются преградой между теплыми руками и холодным воздухом.
В: А как животные приспосабливаются к морозу?
Д: строят берлоги, гнезда, норы.
В: Значит, для зверей дома зимой служат преградой, защитой тепла своего тела
- Ну, пойдемте. Оденем сапоги, пальто, шапку, варежки мы уже одели, и вместе с Красной шапочкой отправляемся в лес
Имитация, воображаемой ситуации.
Дети, воспитатель, Красная шапочка подходят к поляне, кругом сугробы.
Кр. шапочка: Ой, кто здесь спрятался (показывает на картинку, где изображены длинные ушки) Я боюсь. Кто это?
Д: Зайчик
Кр. шапочка: Но зайчик ведь серенький, я встречала его летом, а здесь ушки беленькие.
Д: Так зайчик меняет шубку, летом она серенькая, и зимой беленькая, шубкой – невидимкой называют ее.
Кр. шапочка: Ой, как интересно, а зачем шубка ему беленькая?
Д: Защищаться от врагов.
Кр. шапочка: У него есть враги, а кто?
Д: Волк, лиса.
Кр. шапочка: И у меня такие враги, значит, зайчик их тоже боится. А как спасается зайчик от врагов.
Д: У зайца быстрые ноги и острый слух.
В: Правильно ребята, заяц очень быстро бегает, у него задние лапы длиннее передних, когда он бежит, впереди его виден большой след, а сзади два маленьких, бежит он 70 км/час, т. е. как машина, вы едите в машине, а он может перегнать вас.
Кр. шапочка: Спасибо ребята. Я теперь знаю, что зайчики зимой белые, летом серые, шубка у него пушистая, и я их не боюсь.
Дети движутся дальше.
В: Дети послушаем, как тихо в лесу, как красиво, кругом морозная свежесть.
Рассматривание слайдов.
Подходят к поляне, где белое выпуклое покрытие, похожее на пенек, на самом деле берлога.
Кр. шапочка: Устала я, сяду на пенек и плюхается на берлогу.
В и дети: Тихо, тихо.
Кр. шапочка: Что такое?
Д: Медведь спит.
Кр. шапочка: Разве медведи спят?
Д: Он спит всю зиму под толстым слоем снега. Вернее дремлет, чем спит, в случае опасности покидает берлогу.
Кр. шапочка: А что он кушает, он же умрет без еды, мы же кушаем?
Д: Летом медведи питаются ягодами, плодами, орехами, насекомыми, зелеными растениями, а зимой ничего не ест, только «сосет лапу».
В: Зимой медведи не едят, а живут за счет накопленного летом и осенью жира, зимой медведи спят и в это время у них рождаются дети, маленькие медвежата.
Кр. шапочка: Как интересно, а зачем он сосет лапу, она вкусная?
В: Дети, давайте подскажем Красной шапочке от чего он лапу сосет.
Д: Авитаминоз.
В: Правильно, это авитаминоз. Не хватает весной витаминов, и у него чешутся лапы, сходит кожа со ступни и они усиленно лижут лапу. Видимо отсюда пошла поговорка «Сосет лапу, как медведь».
В: Я предлагаю вам самим составить загадки:
«Большой, ревет, любит мед»
«Любит ягоды, любит мед»
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили
Вот так, вот так, вот так
Медвежата мед искали, дружно дерево качали
Вот так, вот так, вот так
А потом они плясали, выше лапы поднимали,
Вот так, вот так, вот так.
Кр. шапочка: Давайте уйдем от него тихо, чтобы не разбудить
Уходят на цыпочках.
Дальше видят табличку: мнемодорожка «Чей след?», «Кто здесь был?».
Дети угадывают след зайка, медведя, лисы.
Дальше подходят к норе, где виден хвост лисы.
Красная шапочка дергает за хвост, который пищит.
Кр. шапочка: Ой, что я нашла?
В: Нельзя этого делать, надо сначала присмотреться, приглядеться, а потом решить, что делать, т. к. опасно вокруг.
Лиса: Здравствуйте, здравствуйте. Кто это меня за хвост дернул, сейчас я вам задам.
Кр. шапочка: Извини, нас пожалуйста, мы тебя не узнали.
Лиса: Неужели меня нельзя узнать, я одна такая красивая в лесу, красивая, красивая. Вот такая…А вот скажите какая я? Вот кто похвалит меня, тот получит подарок.
Д: А ты нас не обманешь?
Лиса: Нет, я вас не обману, у меня в норе есть для вас подарок.
В: Лиса, а дети и Красная шапочка знаю сказки, где обманывала всех. Назовите ребята сказки.
Д: «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», Петушок - золотой гребешок», «Лиса и Козел» и др.
Лиса: Это я только в сказках, а на самом деле я не такая. Ну скажите, какая я?
Д: Рыжая, красивая, пушистая, длиннохвостая.
Лиса: Как мне приятно, что вы меня похвалили. Вот вам в подарок игру.
Д: Ну, до свидания Лиса.
Дети и Красная шапочка прощаются с Лисой и идут дальше.
Кр. шапочка: Вот наконец и избушка, где моя бабушка живет.
Выходят из избушки Бабушка и благодарит детей за внучку.
Кр. шапочка: Спасибо, вам ребята за то, что я так много узнала от вас. Вы такие умные любознательные. Благодаря вам, я узнала, что зайчик меняет шубку, очень быстро бегает, даже соперничает с машиной, у медведя зимой появляются детеныши, лисичку нужно остерегаться. Спасибо, вам ребята! Мне пора.
В: И нам пора возвращаться в детский сад.
На счет «Один, два, три, покружись и в зале окажись», а сейчас мы поиграем в дидактические игры: «Кто спит, кто не спит?», «Кто, что ест?» и убедимся и еще раз все вспомним.