Рыжкова Ольга
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Знакомство с произведением А. Я. Яшина «Голоса весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-Познакомить детей с произведением А. Я. Яшина «Голоса весны».
-Расширять и обогащать знания детей о весенних месяцах, изменениях в природе весной, устанавливать причинно-следственные связи.
-Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Весна».
-Развивать умение детей передавать в игре на музыкальных инструментах образы природы (шелест молодой листвы, журчание воды, пение птиц, капель).
-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе родного края.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме „Знакомство с произведением А, Я, Яшина „Голоса весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Тип занятия: Фронтальный.
Целевая аудитория: группа старшая, дети 5-6 лет
Оборудование: Презентация со слайдами о весне (весенний лес в марте, апреле и мае); аудио записи (журчание ручья, капель, пение птиц, шелест листвы); музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы (или погремушки, металлофон, музыкальный треугольник; для создания весенней картины.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
1 этап мотивационный (2-3 минуты)
Воспитатель: Ребята, скажите, какое ваше любимое время года? Почему? (Ответы нескольких детей).
Воспитатель: А о каком времени года мы поговорим с вами сегодня, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь со снежной встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно. И сегодня я вам предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес. Вы согласны?
Дети: Да.
2 этап практический (20 минут)
Воспитатель: Тогда одеваемся по погоде и в путь!
Дети имитируют движения под музыку.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли. (На экране появляется картинка весеннего леса).
Воспитатель: Ребята, какое время года наступило в лесу?
Дети: Весна.
Воспитатель: Вспомните, какое время года было перед весной?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно. Зимой в лесу было тихо, только ветки потрескивали от мороза, да дятел стучал по стволу, отыскивая жучков. А сейчас всё изменилось: лес наполнился звуками – голосами наступившей весны. Давайте закроем глаза и прислушаемся (звучит мелодия, в которой слышны журчание ручья, капель, пение птиц).
Воспитатель: Что вы услышали?
Дети: Перечисляют услышанные звуки.
Воспитатель: О чем нам говорят эти звуки? О каком времени года?
Дети: О весне (перечисляют услышанные звуки).
Воспитатель: Правильно. Из года в год весна приходит на землю, вызывая самые разные чувства у людей. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях : композиторы сочиняют музыку, художники рисуют картины, поэты пишут стихи…
Вот и наш земляк, известный во всём мире поэт и прозаик А. Я. Яшин написал стихотворение, которое называется «Голоса весны». Послушайте, как он в своём стихотворении рассказывает о весне в нашем родном крае!
Воспитатель читает стихотворение.
Весна всему свой голос дарит :
Воде, листве, земле – всему,
Кострам в лесу
И птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья,
Воздух
И луга.
Несется плеск с речных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен
И озвучен
И дирижеру смотрит в рот.
С утра в бору,
Зачем – не знаю,
Мну старый ягодник, траву
И повторяю, повторяю
Свое тревожное «ау!».
Слух напряжен,
И сердце бьется,
Я, словно чуда, жду в глуши:
Быть может, кто–то отзовется
На музыку моей души.
Воспитатель: Ребята, какие эмоции у вас вызвало это стихотворение?
О чём оно?
Дети: Это стихотворение вызывает чувство радости от того, что наступает весна, природа просыпается, оживает, наполняется звуками и голосами : зажурчали ручьи, запели птицы…
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, когда А. Я. Яшин мог написать это стихотворение: в начале весны, в середине или в конце? Для этого нам нужно вспомнить названия всех весенних месяцев и что происходит с природой в эти периоды времени.
1 слайд (март).
Воспитатель: Как вы думаете, какой весенний месяц изображён на экране?
Дети: Март.
Воспитатель: Правильно. Март – это первый весенний месяц. Его ещё называют «капельником». Почему?
Дети: Потому что в марте начинается капель.
Воспитатель: Правильно. С крыш капает кап – кап – кап – вот это и дало название марту. А ещё март называют «протальником». Как вы думаете, почему?
Дети: Из-за того, что появляются первые проталины и сходит снег.
Воспитатель: Часто бывает так, что март приходит достаточно холодный, дует ветер, снег превращается в дождь, а по ночам заморозки. Но это волшебное чувство наступления весны все равно радует и вызывает ощущение непередаваемого восторга. Ведь воздух такой свежий и чистый, а солнце греет все больше! Уже слышно вовсю пение птиц! Какие птицы к нам возвращаются первыми?
Дети: Первыми прилетают грачи.
Воспитатель: Поэтому март еще называют «грачевник». В народе говорят «Грач на дворе – весна на горе». «Грач зиму расклевал».
Воспитатель: Каких ещё перелётных птиц нашего края вы знаете?
Дети: Перечисляют.
Воспитатель: Весной просыпается природа, оживает лес, растения и животные просыпаются от зимней спячки. Каких животных нашего края вы знаете, которые находились в спячке всю зиму?
Дети: Называют.
Воспитатель: А теперь немного отдохнём.
Физминутка «Весенняя капель».
Солнце стало пригревать,
(руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать
(кулачки стучат).
Капля – раз, капля – два,
(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,
(хлопают в ладоши)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
(бег на месте)
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами отдохнули, а теперь внимание на экран.
2 слайд (апрель).
Воспитатель: Какой весенний месяц вы сейчас видите на экране?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Тает снег, бегут ручьи…
Воспитатель: Правильно, ребята. Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Апрельские воды будят землю. Поэтому апрель в народе называют водолеем. Как вы думаете, почему в апреле всё быстро тает?
Дети: Солнце греет сильнее, вот снег и тает от солнечного тепла.
Воспитатель: Правильно. Апрель так и называют «согреваемый солнцем», «солнечный», «согревающий землю». Что ещё происходит с природой в апреле?
Дети: На деревьях набухают почки, они лопаются, появляются первые листочки; появляется первая травка.
Воспитатель: Так же апрель называют «цветень». Почему?
Дети: Появляются первоцветы.
Воспитатель: Какие первоцветы вы знаете?
Дети: Перечисляют.
Воспитатель: Апрель месяц непостоянный – то морозец напустит, то тепло совсем на ярком солнышке. Поэтому его ещё называли плутишкой, обманщиком и капризником.
Погода в апреле уже по-настоящему весенняя. Снег ещё кое-где лежит, но уже чувствуется этот непередаваемый запах свежей земли и пробивающейся травки. В лесу пахнет тёплой корой и перезимовавшими под снегом листиками, на лугах первыми весенними цветами. Воздух такой насыщенный и свежий! Природа уже проснулась после долгой зимы. Капель звенит по-особенному, уже заканчиваясь, ручейки уже совсем чистые, вот-вот скоро пересохнут. Птицы вовсю поют песни, радуясь теплу.
3 слайд (май).
Воспитатель: А какой весенний месяц вы видите сейчас на экране?
Дети: Май.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Уже вокруг распустились листочки, цветут цветы и плодовые деревья.
Воспитатель: Правильно, в мае в воздухе витают потрясающие ароматы цветов и свежей зелени. Не зря наши предки называли май ласково «травень», «цветень». Солнышко прогревает землю всё больше, становится тепло. Журчат ручейки и поют птички. В мае часто бывают дожди с грозами. Чем больше дождя прольётся, тем сильнее напитается земля, тем выше будет урожай.
Воспитатель: Мы с вами вспомнили все весенние месяцы. Как вы считаете, в каком месяце было написано стихотворение А. Я. Яшина «Голоса весны». При необходимости воспитатель читает это стихотворение ещё раз.
Дети: Дети обосновывают свои ответы.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам с помощью музыкальных инструментов передать звуки и голоса, которые слышал автор, когда писал это стихотворение. Перед вами на столе музыкальные инструменты. Посмотрите и скажите, при помощи каких музыкальных инструментов мы можем передать журчание ручья (металлофон, звук капели (музыкальный треугольник, шелест молодой листвы (погремушки, маракасы, птичьи голоса (колокольчики).
Воспитатель раздаёт музыкальные инструменты детям и объясняет, что дети должны будут делать.
Воспитатель читает стихотворение повторно и одновременно дети озвучивают его с помощью музыкальных инструментов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот как шумно и весело стало в лесу с приходом весны.
3 этап рефлексия (5 минут)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Как называется стихотворение, с которым мы познакомились и кто его автор?
Выберите весёлый смайлик, если вам было интересно и приклейте на магнитную доску. Возьмите грустный смайлик, если вам было сложно. Дети объясняют свой выбор.