Ольга Барышникова (Фриуи)
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Составление рассказа по сюжетной картине „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Учить детей составлять логический, эмоциональный и содержательный связанный рассказ по картине не повторяя рассказов друг друга; Совершенствовать умения детей озаглавливать картину, составлять план рассказа (начало, середина, конец);
Закреплять умения целенаправленного рассматривания картины и отвечать на вопросы по содержанию картины;
Уточнить и активировать словарь детей по теме «Зима, зимние забавы». Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными, глаголами и т. д.)
Развивающие :
Развивать связную речь детей (указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, сложные, распространённые);
Развивать зрительное внимание, мышление, память, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей;
Предварительная работа: беседы о зиме, чтение художественной литературы про забавы детей зимой, наблюдения на прогулке за играми детей зимой, за зимней природой и погодой в зимний период. Дидактические игры «Подбери признаки», «Что происходит в природе», «Лесенка предложений» и т. д.
Материал: две картины на тему «Зимние забавы» на одной изменено время года.
Ход занятия:
Ребята, послушайте мою загадку:
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята,
Снова к нам
Пришла. (Зима)
- Ребята, о чем эта загадка?
- А какое сейчас время года?
- Почему вы так решили?
- А какие еще зимние месяцы вы знаете?
- Какая погода бывает зимой?
Игра «Подбери слово»
Снежная
Суровая
Морозная
Веселая
Красивая
Нарядная
Холодная
Вьюжная и т. д.
СНЕГ какой?
Пушистый
Белый
Легкий
Мягкий
Холодный
Колючий
Рассыпчатый
Липкий
Искристый
Хрустящий
Серебристый
Мокрый
НАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное
Новогоднее
Грустное
Отличное
Хорошее
Прекрасное
Плохое
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите: на столе лежат карточки, (перевёрнутые рубашкой кверху). Вы должны взять карточку и сказать, что делают дети на картинке?
А что еще вы знаете о зиме?
Чем зимой можно заниматься?
Перед детьми картина с летним пейзажем, на котором изображены дети, играющие в зимние забавы.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, что на этой картине изображено?
- Почему вы так считаете?
- А во что одеты дети?
- Докажите, почему летом мы не можем лепить снеговика, покататься на санках, лыжах и коньках?
-А какой вывод мы можем из этого сделать?
(Наводящие вопросы - Что нам нужно, чтобы слепить снеговика, покататься на санках и лыжах? А когда бывает снег? А почему снеговика нельзя вылепить летом? Чтобы кататься на коньках что нужно? А почему летом не бывает на водоёме льда? А как появляется мороз? А почему этого не бывает летом? Что бы дети поиграли в эти игры, что нужно изменить на картине)
Достаем правильную картину.
Что надо изменить в данной картине, что бы дети смогли играть в эти игры? А как бы вы назвали новую картину?
Появление картины зимние забавы на зимнем пейзаже.
Физкультминутка.
А теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
Мы на саночки садимся, Приседают.
И с горы на санках мчимся.
Снег, снег, белый снег, Встают, взмахивают руками.
Кружит, падает на всех.
Дети все на лыжи встали. Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили, «Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы смастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили. Проходят на свои места.
Дети проходят на свои места. Беседа по картине.
Давайте вспомним название нашей картины и рассмотрим ее?
Какая погода изображена на этой картине?
Кого вы видите на картине?
Куда вышли дети?
Чем заняты ребята на льду?
Кого еще мы видим на льду? Что она делает?
Что делает мальчик с санками?
Посмотрите, а кто вдалеке? А как по-другому их назвать?
А если подойти к детям поближе, что мы можем услышать? (Смех, веселые крики, голоса)
Какое настроение у детей?
А теперь я предлагаю вам составить свой рассказ по картине.
- Давайте вспомним, из каких частей состоит рассказ. (Начало, середина и конец).
- С чего может начинаться рассказ?
- Что должно быть в середине рассказа?
-Чем рассказ заканчивается?
А теперь я предлагаю вам рассказать свой рассказ по картине.
( Пример: Зимним солнечным днем, ребята одели теплую одежду, и пошли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Мальчик делает нос из морковки снеговику. Замечательный получился снеговик. Рядом на прозрачном льду катаются на коньках дети. Маленький и забавный щенок играет вместе с ними. Вдалеке проезжают лыжники. Детям весело на прогулке зимой.)
Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним, как мы назвали картину?
Почему мы ее так назвали?
А какие зимние забавы нравятся вам?
Чей рассказ вам понравился больше всего?
Почему?
Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.